На нашем сайте мы неоднократно рассказывали о том, что в Краснодарском крае игнорируют проект инвентаризации. Под любым предлогом руководители края отказываются сотрудничать с командой проекта, как бы не замечая преимуществ и возможностей предоставляемых им перед другими вариантами инвентаризации земель и наведения должного порядка в их учете: внесении в ЕГРП — постановке на учет в Росреестре, защите прав собственника, создании на территориях муниципалитетов полной налогооблагаемой базы, решения проблем с поставщиками энергоносителей.
Татьяна Поливанова рассказала об этом на парламентских слушаниях, прошедших в Университете землеустройства в г.Москва, где поднимались именно проблемы земельного законодательства и регистрации прав. При этом она обратилась публично к руководителю департамента недвижимости края А.Шейну.
Но отказ чиновников не означает прекращение работы по проекту регионального отделения организации и команды проекта. Видимо, руководство региона еще не сталкивалось с такими целеустремленными и настойчивыми людьми, как руководитель проекта Т.Поливанова. Такие вещи меняют только вектор действия ее, как руководителя проекта. И на каждое такое действие у нее заготовлен свой механизм противодействия. А с тем, что ее поддерживает огромное количество членов организации (в том числе и жителей Краснодарского края), у которых имеется ряд проблем, которые остались вне поля зрения чиновников, а ей уже приходилось решать.
Всем хорошо запомнилось ее вмешательство в критическую ситуацию с ДНТ «Южное» г.Анапы, когда чиновники края предложили ей зайти в ЕГРЮЛ и найти товарищества по документам, а потом выехать на территории и попытаться найти сами товарищества и (если сможет, если они там есть) самих председателей. Обычному человеку данная задача показалась бы непосильной. Он просто отказался бы от реализации проекта в крае. Но это не о руководителе и авторе проекта инвентаризации, поддержанного Фондом Президентских грантов.
Вот и здесь Татьяна Поливанова применила не стандартный ход. Как она говорит, терпение и труд, немного смекалки и… не решаемых проблем не бывает. Только они решаются по разному.
«В ту игру, в которую вы пытаетесь сейчас играть со мной, я играла в ясельной группе детского сада …».
Татьяна Поливанова просто направила письма руководителям всех округов. Отвечая или не отвечая на обращения, чиновники поневоле предоставляли информацию, которая прямо указывала на несоответствие действительности предоставляемой ими информации в правительство России и федеральные СМИ.
Параллельно Т.Поливанова дала поручение членам команды отслеживать всю информацию в СМИ, на местах члены организации планомерно собирали информацию. Задача была поставлена не просто собрать информацию по СНТ и ДНТ, но и компрометирующий материал по чиновникам. Но и этого не потребовалось. 19 апреля в городе Сочи прошли массовые аресты чиновников, имеющих отношение к распределению земель.
Эти факты Т.Поливанова предложила сопоставить руководителям всех уровней. Крайне неприглядная получилась картина.
В публикациях «Почему на Кубани игнорируют проект инвентаризации» и «Занимательная арифметика по-краснодарски», (опубликованных на нашем сайте 9 июля 2018 года) она обратила их внимание на то, к каким негативным социальным последствиям может привести такая позиция. В результате последовало приглашение в департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В департаменте имущественных отношений Кубани 19 июля 2018года состоялась рабочая встреча руководителя департамента Александра Шейна, руководителя ВИСХАГИ Александра Полякова и руководителя проекта инвентаризации Татьяны Поливановой.
Татьяна Поливанова в очередной раз рассказала о проекте инвентаризации, назвала актуальные проблемы в земельных отношениях, которые может снять реализация этого проекта. Представила руководителя организации -партнера проекта «Кубангипрозем», которая готова принять участие в реализации проекта. И на условиях минимальной стоимости провести работы за счет самих садоводов на территории края и навести, наконец-то, порядок на территориях садоводческих товариществ и объединений. И опыт одной из самых квалифицированных в области землеустройства организаций, имеющей архивы по формированию землеотводов, станет примером иным организациям, работающим в этой сфере в крае.
— На территории садоводческих товариществ большинство участков имеют строения, и практически эти товарищества стали жилыми массивами. Особенно те, которые находятся вблизи городов, вошли в черту городов, — констатировала положение, в котором сегодня находятся люди, руководитель проекта инвентаризации Татьяна Поливанова.
Тут возмутились краснодарцы. И состоялся очень интересный и примечательный диалог, в котором столкнулись две позиции: человека, который видит реальные проблемы людей и берется их решать, и чиновника, который стоит на том, чтобы от этих проблем огородиться стеной запретительных документов.
— В садоводствах должны быть исключительно садовые домики, а не жилые дома!
— Но вы же знаете, что это не так. Там люди живут!
— Но если мы еще начнем в этих домах людей прописывать, то затем они потребуют в этих же товариществах построить им школы, детские сады, жилые дома!
Так и будет! Жизнь не остановить. В Ростовской области садовое товарищество «Комбайностроитель», в котором 3,5 тысячи участков, уже мечтает о своей школе, детском садике. А главу Родионово-Несветайского района это не шокирует. И всем остальным к этой мысли надо привыкать.
— Но по закону проживать можно только в дачных товариществах, и дачных домиках, — стоят на своем чиновники.
— Решение о том, какой статус имеет товарищество – дачное или садоводческое – принимается на общем собрании и его очень легко изменить, чтобы он соответствовал реальному положению дел, — легко парирует Поливанова.
— А как же вид разрешенного использования участка? Ведь он жестко ограничивает и вид разрешенного строительства! – возражают чиновники.
— Так вид разрешенного использования может определяться по заявлению правообладателя!
— Мало того, Пленум Верховного суда определил, что никто не имеет права препятствовать в регистрации проживания в жилом доме или строении. Так как тем самым гражданин просто информирует власть о своем местонахождении. Но, — улыбнулась Татьяна Поливанова, — нам известны факты когда именно чиновник и судьи Краснодарского края, к примеру, в Сочи, регистрируют на территориях землеотводов товариществ многоквартирные дома, вводят их в эксплуатацию, а потом еще и узаконивают жилые помещения! Тут мне недавно поведали как строили 9-ти этажный дом в одном из товариществ, я теперь как анекдот это рассказываю на встречах.
«Начали строить 3-х этажный (разрешено по закону), но подумали: «А почему бы не семиэтажный?» и построили 7 семь этажей. Но 7 этажей — нельзя без лифта. Прилепили сбоку лифт. Пока его лепили подумали: «А что, еще на 2 этажа люди пешком не поднимутся?» и достроили еще два. Узаконили и поделили на жилые помещения» Так что, это ваш, а не наш опыт. У нас в Ростовской области многоквартирные дома сносят, если территория не перестает быть территорией СНТ или ДНТ.
Выходит, казуистика законов такова, что ее – разумеется при очень хорошем знании земельного законодательства, можно обернуть куда хочешь. При большом желании, разумеется.
Но опять пошла в ход «тяжелая артиллерия».
— Изменение организационно-правовой формы – с садового товарищества на дачное разве меняет автоматически и генплан, и ПЗЗ и все остальное в городе Краснодаре?
— Дело в том, что на территории Краснодара и края наш институт готов оказать содействие в узаконивании всех массивов со строениями, — в диалог вступает руководитель ВИСХАГИ Александр Поляков. – У нас есть и картографические материалы, мы являемся и разработчиками проектов по этой теме.
— Но это же не безвозмездно!? – поймал Полякова Шеин. – А все закупки у нас проводятся в соответствии с законом….
Вот здесь и можно поставить в споре жирную точку. Потому что в том и суть проекта, что не нужны бюджетные деньги, которых можно и не дождаться, не нужны торги. Все делается за счет самих правообладателей. НО… по минимальной цене!
За 2850 рублей в Ростовской области, и максимально за 4120 в Краснодарском крае с участка. И еще 250- рублей за технический план линейных объектов.
Татьяна Поливанова попыталась еще раз донести до чиновников края, в лице Александра Шейна, что это по своей сути — не общественный, а правительственный проект, и направлен он на то, чтобы максимально корректно и мягко, без скандалов и судов, устранить все противоречия в государственных реестрах и внести в ЕГРН актуальную и
достоверную информацию. И все начать с чистого листа, дав осесть мути, которая мешает всем нормально жить и чувствовать себя защищенными. Но каждый по отдельности, без взаимодействия СНТ с комиссии по взаимодействию, рабочей группы (согласительной комиссии), органов исполнительной власти и государственных органов не сможет самостоятельно и с минимальными затратами разгрести ворох накопившихся проблем. Даже если мы, как инструмент гражданского общества, поднимем народные массы на такие работы, проводить их без контроля со стороны надзорных и административных органов чревато еще большими проблемами. Это прихват земель общего пользования (особенностью Краснодарского края является соблюдение п.2ст.85 Земельного кодекса, запрещающего приватизацию земель общего пользования). И в результате угроза жизни, здоровью и собственности и невозможность нормального обслуживания и развития данных территорий. Но немаловажным является и то, что мифическое финансирование из бюджета комплексных кадастровых работ не сможет решить проблему, так как таких средств ни у кого нет, а выделяемые крохи действительно надо пускать на возвращение в оборот брошенных земель.
Руководитель департамента имущественных отношений Александр Шейн признал верность слов и актуальность предложений Т.Поливановой. Сказал, что доложит о встрече губернатору и предложит использовать реальный опыт команды проекта в интересах Краснодарского края. Единственное, в чем не нашли понимания Александр Шейн и Татьяна Поливанова, так это в предложении реализовать проект на площадке Министерства сельского хозяйства края. Руководитель проекта сказала, что, по сути, товарищества давно перестали быть территориями для решения продовольственной проблемы. На то есть разные в том числе, экономические причины. Эти землеотводы сейчас больше используются для решения жилищного вопроса и стали, как минимум, местом отдыха и, как максимум, местом постоянного проживания. А министерство сельского хозяйства, участвуя в проекте, выполняет несвойственные им функции решения проблем с градостроительными нормами, коммунальными сетями и т.д. В Ростовской области координирует действия всех ведомств и сторон, и так же говорит, что это — не их вотчина. То в Краснодарском крае, где первоначально четка обозначена позиция данного ведомства — не допустить проект на территорию края, работать с ним будет практически бесполезно. И если человека насильно заставлять что-то делать, то результата не будет. Поэтому руководитель проекта обозначила свою позицию, и настояла на встрече с руководителем края и готова в рамках реализации проекта работать со всеми, но курировать данный проект на территории края просит руководителя департамента имущественных отношений (тем более, как ей стало известно, именно данный департамент курирует везде проведение комплексных кадастровых работ.
Вопрос в правомерности норм, внесенных в главу «Комплексные кадастровые работы» Федерального закона №221.
Татьяна Поливанова рассказала о тех регионах, в которых пилотно были проведены комплексные кадастровые работы, и то, что они выполнялись не по Федеральному закону №221, а по разъяснениям Министерства экономического развития и в большинстве субъектов просто не могут быть завершены из-за противоречий, заложенных в этих нормах. Так что диалог закончился в пользу проекта Татьяны Поливановой. Как будет реализовываться проект, мы расскажем и покажем на нашем сайте.
Юлия Макарова
No responses yet