Пытаясь решить проблемы своего садоводства, ростовчанин Илья Винников дозвонился на прямую линию к президенту России. И помощь пришла.
Пожар как повод действовать
Четыре года назад у Ильи Винникова во время страшного пожара, охватившего три садоводства Кировского сельского поселения Кагальницкого района — СНТ «Виктория», СНТ «Единство» и СТ «Вильямса» — сгорел сад, у его тестя – добротный двухэтажный дом, в который пожилой человек вложил немалые средства. Тогда черным пеплом покрылись почти 60 гектаров земли.
— Огонь пришел из соседнего садоводства, сметая все на пути, — вспоминает Илья Владимирович. – Шансов что-то спасти просто не было. Ведь большая часть территории – брошенные собственниками сады. Это — дикая прерия, или саванна, заросшая сорняком, с массой сухих деревьев и кустарников.
После пожара перед садоводом встала дилемма: либо забросить участок, как это сделала большая часть собственников еще задолго до пожара. Либо навести в нем порядок, чтобы подобного больше не случилось.
Порядок навести можно только в одном случае – либо вернуть собственников на землю, понудить ее использовать по назначению. Либо добиться того, чтобы они передали ненужные им участки либо муниципалитету, либо – продали тем, кто будет всем этим заниматься.
Винников пошел по инстанциям. Ходил и писал четыре года. Но тщетно. Механизма «возвращения собственника» чиновники не знали. И их понять можно: куда ни кинь – всюду клин. За четверть века собственники по стране разъехались, где их искать? Как с ними связываться? А без прекращения права передать участок в другие руки невозможно. Многие собственники умерли, а наследники – не объявились. Тоже проблема. Вот и погибает хорошая земля, которая когда-то выдавалась людям для решения проблемы продовольственной безопасности и страны, и каждой отдельно взятой семьи. Старожилы утверждают, что в Кагальницком районе под сады отдавались лучшие земли сельскохозяйственного назначения. Руководитель хозяйства, у которого ее забирали, реально плакал, говорил, что погубят горожане землю…
Так и случилось. С годами на территории садоводческих товариществ остались лишь несколько десятков участков, которые обрабатываются. По факту дачи стали для собственников «миной замедленного действия». Членами товарищества «Вильямса» числятся всего около 350 собственников садовых участков из 823. Но больше половины из них – около 175 человек — в последние годы никто не видел. Нынешний председатель СНТ «Вильямса» практически по наследству заняла должность покойного мужа, который был председателем товарищества много лет. И продолжает тащить эту ношу. А кому еще это надо? Она пытается решать проблемы по мере сил. Но их не хватает. Тем более, что не все проблемы упираются в председателя.
После обращения к президенту, Илью Винникова принял первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров и взялся разобраться в проблеме садового товарищества.
В рабочую группу вошли заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия области Ольга Миронова, начальник управления развития малых форм хозяйствования министерства Татьяна Снитко, начальник отдела земельных отношений Галина Винникова, заместитель главы администрации Кагальницкого района –начальник отдела сельского хозяйства Александр Лагутин. В качестве эксперта пригласили руководителя проекта инвентаризации земель — председателя межрегиональной общественной организации садоводов «Южный Сад» Татьяну Поливанову.
В Кагальницком районе с участием первого заместителя губернатора Виктора Гончарова прошло совещание, на котором у многих открылись глаза. Перед этим побывали в садоводстве, посмотрели, что творится на плодородных когда-то землях. А заглянув в документы, и там увидели бардак – серьезные разночтения в количестве участков: по одним – их в землеотводе СТ «Вильямса» 800 участков, а район сообщает о 1224. А реальных садоводов – и сотни не наберется.
Изъять брошенные земли даже технически – очень сложно. Они вперемешку с теми, которые обрабатываются. Привлечь новых собственников – еще сложнее. В садах нет ни электричества, ни воды, ни дорог с твердым покрытием. Да и для того, чтобы порядок на каждом участке навести – серьезные средства потребуются.
За какую ниточку потянуть?
С чего начинать? Проблем в СНТ, СТ и ДНТ столько, как в многослойном пироге. В нем и несовершенные законы, и изменившийся уклад жизни, и пассивность местной власти.
— В СТ «Вильямса» сошли многие проблемы садоводческих товариществ, которые накопились за десятки лет, — подчеркнул на совещании в Кагальницком районе первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров. – Найдем решение проблем конкретного товарищества – дальше будет двигаться легче. Ведь схожие ситуации практически во всех садоводствах Дона. Но обозначить проблемы – не значит их победить. Есть законодательство, которое, защищая права собственников, препятствует сохранению и развитию товарищества. Для начала решили создать реестр садоводов СТ «Вильямса», составить список всех собственников, которые не являются членами товарищества, выявить брошенные участки и в итоге провести инвентаризацию земель садоводства. А тогда уже говорить о ее целевом использовании, пополнить налогооблагаемой базы поселения.
С разночтениями справились за три дня Татьяна Поливанова и специалисты министерства. Затем в минсельхозе собрали совещание, где председатели садоводческих товариществ Кагальницкого района высказали все, что наболело за годы. При этом, они подчеркнули: район никогда им в помощи не отказывал. Но есть ситуации, в которых помочь никто не может. Когда, к примеру, выписывают баснословные штрафы проверяющие организации за то, что СТ «не соответствует их требованиям», к примеру, пожарной безопасности.
— А каким требованиям мы можем соответствовать в чистом поле без воды и электричества? – вопрошают председатели. — И не могут несколько десятков уцелевших садоводов потянуть расходы за почти тысячу человек.
— Тогда надо вообще прекратить права тех, кто не занимается землей! – заявила Татьяна Поливанова. — Рабочие группы при сельских поселениях возьмут на себя часть организационных вопросов. К поиску потерявшихся собственников подключается и Росреестр.
Но ведь помимо карательных мер, существуют еще и стимулирующие. Именно на них возлагает надежды рабочая группа при минсельхозе.
Как первый шаг на пути к решению проблем садоводов подготовлены предложения по субсидированию проведенных межевых работ.
— Если садоводство проводит межевание комплексно, мы субсидируем 50 процентов затрат, — подключилась начальник управления развития малых форм хозяйствования Татьяна Снитко. — А муниципалитеты вправе отложить на время, пока садоводство не станет на ноги, налоги, которые будет получать садоводства. В том же Кагальницком районе уже сегодня есть садоводческие товарищества, в которых ведутся работы по проведению линий электропередач. Часть протянули или тянут воду.
— И эти работы мы будем на 50 процентов субсидировать, — подчеркнула Татьяна Снитко.
Тут, конечно, и министерство транспорта нужно подтянуть, чтобы дороги к садоводческим товариществам привести в порядок. Причем, там, где садоводства крупные, это можно сделать на условиях софинансирования. И бюджету легче, и граждане больше ценить дорогу будут, следить за ее сохранностью.
А будет свет, будет вода и хорошие дороги – люди на эти земли обустроенные потянутся. Участки в цене поднимутся. И пойдет развитие – и садоводства, и сельского поселения.
Другой вопрос: все организации, которые будут решать проблемы инфраструктуры, в первую очередь, спросят: «Сколько потребителей воспользуются созданными благами»? Чтобы этот вопрос не повис в воздухе и не стал жирной точкой в планах и местной власти, и той части садоводов, которая вложила в землю и труд свой, и средства, нужно уже сейчас будоражить народ. Показывать, что эта территория может и будет развиваться.
И тогда появится шанс, что многие собственники вернутся на землю. Или вместо них придут новые, заинтересованные в развитии. Картину мы нарисовали позитивную. Но это вполне возможный вариант развития событий, если садоводы воспользуются моментом: помощь им предлагают серьезную.
Наталья НАРСЕЕВА
Фото автора и Мариам Ананян
No responses yet