Председательствует Кушнарь Ю.В– заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета Законодательного Собрания по вопросам экономики и собственности области  

 

Председательствующий. Добрый день! Сегодня заседание «круглого стола» на тему «Об альтернативных путях развития экономики Амурской области» проводится в форме видеоконференции с участием представителей общественной организации «Национальный региональный ресурс«. 

Позвольте их представить: 

Комов Николай Васильевич —  председатель  Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, академик Российской академии наук, академик  Российской экологической академии, действительный член (академик) Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор; 

Видяпин Виталий Иванович — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; 

Дьяченко Константин Петрович — председатель совета союза потребительских обществ «Русь». 

На заседание приглашены руководители и специалисты структурных подразделений Правительства области, представители органов местного самоуправления и общественных организаций.  

Предлагается следующий регламент работы: выступления — от 10 до 15 минут, работать без перерыва, работу закончить в 17.00. Другие предложения по регламенту? Нет. 

В связи с тем что ведется протоколирование мероприятия, прошу всех   присутствующих соблюдать тишину, а выступающих пользоваться микрофоном и представляться. 

В раздаточном материале представлены тезисы докладов выступающих, нормативные акты и проект рекомендаций. По окончании заседания мы должны принять проект рекомендаций с учетом высказанных в ходе заседания предложений. Предложения прошу направлять в письменном виде. Рекомендации будут доработаны, а затем направлены всем участникам заседания. 

Уважаемые коллеги! Мы пригласили вас принять участие в дискуссии «Об альтернативных путях развития экономики Амурской области«. 

Предлагаю обсудить направления, механизмы, которые могут дать толчок дальнейшему развитию экономики области. 

Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13, что в целом создало правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. 

Целями государственной политики регионального развития являются повышение качества жизни населения как одно из необходимых условий для реализации целей и задач регионального развития. 

Решение этой задачи возможно путем ускоренного, сбалансированного, комплексного и системного социально-экономического развития регионов, основанного на новых факторах роста, путем создания соответствующей экономической основы. Увеличение экономического потенциала Амурской области и муниципальных образований с выходом на новый уровень развития экономики связано с активизацией технологического фактора. В Послании Президента Российской Федерации сказано о необходимости широкомасштабной модернизации экономики на инновационной основе, что предъявляет особые требования к перестройке всей системы управления как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принятие в 2014 году Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» создало правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. 

Одной из основных целей стратегического планирования является создание условий для устойчивого социально-экономического развития области и муниципалитетов, в том числе их собственного потенциала. 

Какие существуют факторы восстановления экономического роста региона за счет наращивания собственного экономического потенциала, за счет каких резервов возможно увеличить количество точек экономического роста и какое необходимо законодательное обеспечение? Это территории опережающего развития, особые экономические зоны, кластерный подход к развитию территорий, с некоторыми из них мы знакомы, они реализуются в нашей области. 

Однако еще имеется ряд таких механизмов, как зоны территориального развития, создание региональных институтов развития, ключевыми направлениями деятельности которых являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания. 

Региональные институты развития создаются в различных формах — фонды поддержки, региональные венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, корпорации и агентства развития, инвестиционные форумы. Необходимо более активно принимать меры по вовлечению субъектов малого и среднего предпринимательства в экономическую деятельность как имеющих наибольший потенциал восстановительного роста экономики регионов, а также наиболее восприимчивых к задачам диверсификации экономики. К таким мерам можно отнести работу по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с целью облегчить им условия аттестации, лицензирования и сертификации для участия в производственных цепочках. 

Важным направлением развития малого и среднего предпринимательства является совершенствование института субконтрактации. В целях стимулирования крупного бизнеса к формированию долговременных кооперативных связей с субъектами малого и среднего предпринимательства  в российском законодательстве рассматривается вопрос о налоговых и неналоговых преференциях для крупного бизнеса пропорционально доле продукции, закупаемой у предприятий малого и среднего предпринимательства. 

Еще одним из видов работы являются такие формы хозяйствования, как кооперация и народные предприятия. В развитии коллективных способов хозяйствования заложен огромный экономический и социальный потенциал. 

Активно развивается социальное предпринимательство. Поддержка малых форм хозяйствования может быть оказана путем развития ярмарочной деятельности как одного из видов мобильной нестационарной торговли. 

Большие резервы для развития экономики регионов кроются в создании условий для легализации самозанятых граждан. В настоящее время идет законодательное закрепление этой формы предпринимательства. 

Большое значение имеют торгово-экономические связи между субъектами Российской Федерации. Прямые связи между субъектами Российской Федерации выступают важным фактором развития их экономического потенциала. Представляется перспективным усиление внутренней межрегиональной кооперации в области промышленности, сельского хозяйства и высоких технологий. 

Ключевой задачей, которая ставится Президентом и Правительством  Российской Федерации, является создание условий для обеспечения импортозамещения в агропромышленном комплексе. Для этого принимаются меры по реализации государственной программы развития сельского хозяйства, в том числе нормативной правовой базы в этой сфере. Также необходимо вовлекать в экономический оборот малые формы хозяйствования (личные подсобные и фермерские хозяйства) через объединение в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В связи с тем что сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют социально-ориентированное направление, их развитие требует дальнейшего совершенствования федерального и регионального регулирования. 

Вопросы, связанные с законодательным обеспечением органического сельского хозяйства, до сих пор не урегулированы. Требуется ускорить формирование полноценной нормативной правовой базы, регулирующей и устанавливающей процедуры и нормативы в области органического сельскохозяйственного производства, в том числе с учетом необходимости их синхронизации с международными требованиями. Необходимо на региональном и муниципальном уровнях поддерживать развитие кооперативных рынков, принадлежащих потребительским обществам и союзам, сельскохозяйственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим сельхозпроизводителям. 

Необходимо продолжить совершенствование финансовых механизмов поддержки сельхозтоваропроизводителей, в том числе проектного финансирования, системы предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, включая льготное кредитование. 

Одним из важных направлений проектного финансирования должно стать развитие института государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе. 

Ключевую роль во внедрении новых факторов роста играют стратегическое планирование и государственные программы Амурской области. Необходимо определить основные направления комплексного и системного социально-экономического развития Амурской области и осуществлять внедрение новых факторов роста. В современных условиях приоритетным направлением государственной региональной политики должно стать повышение качества жизни населения как условие, необходимое для реализации целей и задач регионального развития. 

Предлагаем сегодня обсудить пути и механизмы развития экономики Амурской области и непосредственную практическую реализацию, обменяться опытом в различных отраслях и сферах деятельности, открыто поговорить о проблемах, сложностях и недостатках. 

Мы благодарны представителям из «Национального регионального ресурса» за участие в обсуждении и возможность услышать их мнение по обсуждаемым вопросам. 

 

  1. О внедрениимеханизмов развития инвестиционной деятельности в муниципальную экономику Амурской области 

 

Балова С.И. (министр экономического развития области). 

Тема очень актуальная и обширная. В своем выступлении хотела бы остановиться на следующем. Дальний Восток признан Президентом Российской Федерации как приоритет 21 века. Созданы механизмы для развития Дальнего Востока, территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, региональные инвестиционные проекты, предоставлены налоговые преференции, инфраструктурная поддержка для бизнеса. Но все эти механизмы, которые вам знакомы, будут неэффективны, реализованы без формирования благоприятного инвестиционного климата для развития бизнеса на территории без создания комфортной для него среды.  

Кто может оценить, комфортная или некомфортная среда в регионе? Конечно же, сам бизнес. О роли малого и среднего бизнеса в создании, в формировании благоприятного инвестиционного климата и снижении административных барьеров мне хотелось бы сегодня поговорить.   

(Текст доклада прилагается  к протоколу.) 

Председательствующий. Все, кто хоть немного интересовался проведением в Санкт-Петербурге экономического форума, знают, именно там была оценена отличная работа Амурской области с инвесторами. Мы поднялись вверх сразу более чем на 30 позиций. Это аванс, который нам выдан в надежде на то, что мы конвертируем его в какие-то экономические успехи. По объему инвестиций Амурская область — один из лидеров не только на Дальнем Востоке, но и во всей России. Тем не менее за бортом остаются те, кто составляет большую часть населения Амурской области, и те, кто планирует  привлекать малый и средний бизнес, особенно малый бизнес.  

 

  1. О потребительском обществе как альтернативекоммерческой системе хозяйствования. О перспективахразвития потребительской кооперации как нового вида предпринимательства в муниципальной экономике региона 

 

Дьяченко К.П. (председатель совета союза потребительских обществ «Русь«). 

(Стиль речи выступающего сохранен.)  

Тема моего доклада «Альтернативные  методы хозяйствования». Я бы даже сказал не альтернативные, а стыкующиеся методы хозяйствования, потому что потребительская кооперация, представителем которой я являюсь, — это метод хозяйствования, позволяющий сочетать интересы производителя и потребителя, малого и среднего предпринимательства и органов  государственной власти, учитывающий интересы населения и органов  государственной власти.  

Потребительская кооперация — это хорошо забытая старая форма. Потребительской кооперации больше 180 летЗародилась она в Забайкальском крае. Основная мысль потребительской кооперации — решение общих вопросов в складчину. В настоящее время это целая хозяйственная система. Есть законодательство, статья 123.2 «Потребительские кооперативы« в Гражданском кодексе Российской Федерации, закон о потребительской кооперации, потребительских обществах, а также разные законы  по специализированным видам потребительской кооперации.  

Трудно переоценить роль потребительской кооперации в тяжелые времена для России, во времена, не подготовленные к каким-то переменамПотребительская кооперация приходила на помощь, выводила из кризиса в период проведения реформ начиная с отмены крепостного права.  

Что хотелось бы сказать по поводу развития потребительской кооперации, в том числе в регионах? Существует достаточное количество разных видов потребительской кооперации, в том числе строительная, сельскохозяйственная, кредитная кооперации. Основным видом потребительских кооперативов является потребительское общество, поскольку оно неспециализированное, многофункциональное. Здесь может происходить стыковка многих интересов не только по одной целенаправленной программе, например строительство или кредитование.  

Потребительская кооперация прошла многое и выжила при всех катаклизмах. Это достаточно устойчивая структура. Катаклизмы — это смена государственного строя. Потребительская кооперация выжила. Глобальные войны — потребительская кооперация выжила. Различные реформы — потребительская кооперация выживает и помогает выживать другим.  

К сожалению, есть один минус в том, что образование в сфере потребительской кооперации в последние годы ниже среднего. Наши три университета, оставшиеся от той большой структуры Советского Союза: Российский университет кооперации, Белгородский университет кооперации, Сибирский университет потребительской кооперации — имеют хорошую инфраструктуру, техникумы, филиалы и прочее. Но потребительская кооперация там не преподается, поскольку специалисты постепенно либо ушли в другие области хозяйствования, либо уволились. Наш союз потребительских обществ «Русь» создал образовательную программу. Мы единственные в своей области, кто может подготовить специалистов в рамках дополнительной профессиональной подготовки на базе РЭУ им.Г.В. Плеханова и по приглашению Центросоюза. Другие вузы тоже сотрудничают с нами 

Что касается работы на местах. Это должны быть воля администрации, знание администрацией системы потребительской кооперации, чтобы не было никаких сомнений, поскольку используется прямое законодательство, традиции, принципы международного кооперативного альянса. Именно законодательство о потребительской кооперации дает возможности учитывать интересы малого и среднего предпринимательства и органов власти. Статья 3 Закона о потребительской кооперации, на которую я хотел бы обратить внимание, так и называется «Государство и система потребительской кооперации«. В пункте 1 которой указано, что потребительская кооперация взаимодействует с органами государственной власти на основе соглашений. На практике «Русь» подписывает с местными администрациями, органами местного самоуправления, территориальными, региональными такие соглашения, которые носят общий характер, о том, что потребительская кооперация может дать на месте в рамках жилищного строительства, социальных вопросов, продовольственной безопасности, образования. Какие-то обязательства на себя берет администрация, с которой подписываем такой  договор. Это общие фразы, но в развитие этих общих фраз, соглашений действует Закон о развитии малого и среднего предпринимательства № 209-ФЗ. Поскольку потребительские кооперативы, которыми являются потребительские общества, — это субъекты малого и среднего предпринимательства, здесь как раз вступает в силу этот закон в плане государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Согласно этому закону мы являемся не только субъектом, но и инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы рассчитываем на указанную в Федеральном законе № 209-ФЗ государственную информационную, образовательную, финансовую, материальную поддержку. Меньше всего рассчитываем на финансовую поддержку, поскольку потребительская кооперация больше живет за счет самоорганизации, самофинансирования. Организуются пайщики для реализации какого-то проекта, объекта и так далее. Моменты передачи имущества без тендеров, конкурсов указаны в статье 18  Федерального закона № 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации«.  

Информационная поддержка, где было бы взаимодействие с органами местной власти. Мы пропагандируем передовые методы потребительской кооперации, положительный опыт 

В образовательной сфере. Сейчас совместно с Белгородским университетом союз «Русь» готовит программу образования буквально с детского сада, чтобы дети, когда подрастут, могли договариваться между собой. Мы сейчас видим массу примеров, когда граждане на парковке не могут договориться, кто куда припаркуется. Люди перестали между собой договариваться, кооперироваться. Это все можно развивать в соответствии с законом. 

Кроме этого, есть примеры взаимодействия с Забайкальским краем, Республикой Крым. Это выпуск местного регионального закона о развитии потребительской кооперации. Опыт в этом плане есть. Специалисты и эксперты есть. Есть поддержка законодательных органов. Я думаю, что развитие кооперации будет полезно и для Амурской области. Этот закон соединил бы на единых принципах и в единую цепочку все виды потребительской кооперации, поскольку у всех наболевшие темы ЖКХ, замена ветхого жилья, медицина, образование. И все эти наболевшие вопросы можно решать посредством потребительской кооперации.  

Что касается органов местного самоуправления. Это их палочка-выручалочка. Они живут и работают на земле. Люди со своими чаяниями, бедами, требованиями идут к ним. В настоящее время, имея некие земельные ресурсы, какую-то недвижимость, активыне имеют возможности их использовать, решать какие-то вопросы на месте, что-то сделать для людей. Здесь потребительская кооперация как хозяйствующий механизм мог бы объединить людей, ресурсы и органы местного самоуправления с теми активами, которые есть на какой-то территории. А также активизировать эту деятельность органов местного самоуправления в плане решения социальных вопросов населения. Вот что мне хотелось рассказать о потребительской кооперации. Вопрос очень емкий. У нас курсы длятся три дня. Всего не расскажешь.  

Один нюанс. Взаимодействие с органами государственной власти. У нас есть такие примеры.  На федеральном уровне создавали потребительские общества для решения вопросов федеральных структур. В этом случае разрабатывается целая программа действий, проект, система управления и контроля такими структурами потребительской кооперации, вплоть до того, что федеральные, региональные, муниципальные руководители входили в органы управления потребительских обществ. Потребительское общество —  это не коммерческая организация. У потребительского общества есть два  коллегиальных органа: совет, ревизионная комиссия. В нашей практике есть случаи, когда в них входили местные руководители для контроля и управления такими структурами, для решения социальных вопросов населения.  Это не противоречит закону, поскольку там запрещено исполнительным органам входить в коммерческие организации.  

Хотелось бы предложить активнее внедрять потребительскую кооперацию в Амурской области. Мы всегда рядом, всегда поможем сделать правильную структуру. Надеемся на успех.  

Председательствующий. Благодарю вас за предложение о сотрудничестве. Я надеюсь, что мы воспользуемся этим предложением. Мы не услышали позитивных примеров, но, наверное, их не так много. В первую очередь, когда говоришь о потребительской кооперации, приходит на ум Липецкая область. Потому что там действительно была реализована мощная программа, которая была поддержана в том числе и средствами из областного бюджета. Причем там были выделены немалые  средства на реализацию этой программы, порядка 2 млрд. рублей. 

Самое главное, что прозвучало в вашем выступлении, это участие именно органов муниципального самоуправления в работе потребительских обществ, потому что без участия власти на местах мало что  движется. Такова уж специфика России.  Мы не можем с этим не считаться. 

 

  1. О развитииинвестиционной деятельности как основы дальнейшего реформирования муниципальной экономикив муниципальных образованиях области 

 

Мелюков С.Ю. (председатель ассоциации «Совет муниципальных образований области«, глава г.Белогорска). 

(Стиль речи выступающего сохранен.)  

Хочу поблагодарить вас за приглашение на это интересное мероприятие. Прежде всего, хотел бы лично выразить благодарность Правительству области, губернатору области за тот скачок в инвестиционной привлекательности, которую сделала область. Все это было сделано в первую очередь Правительством области, но в  том числе благодаря отдельным городам, которые тоже внесли свой вклад в решение этого вопроса. Скачок на 30 позиций вверх, конечно, хорошо, но думаю, что этого недостаточноОсобенно сейчас, когда область на пороге больших серьезных изменений в инфраструктуре и экономике. Про роль Дальнего Востока я  не буду говорить. Мы все знаем, какое внимание уделяет Дальнему Востоку лично Президент Российской Федерации Путин В.В. Мы понимаем, что через какое-то время 2,5 млрд. человек будет жить рядом с нами. Мы понимаем, что мы ближе всего находимся к Азиатско-Тихоокеанскому региону. В свете предстоящих изменений повысить инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, в том числе городов Амурской области крайне важно.  

Я внимательно слушал доклад о потребительской кооперации. Я думаю, что здесь надо шире посмотреть на этот вопрос. Почему? Потому что можно развивать потребительскую кооперацию и все прочие вопросы решать, но, не решив главную проблему, о которой уже 12 лет говорят муниципалитеты, мы никогда не сделаем наш регион самым привлекательным. Я говорю все о той больной проблеме всех муниципалитетов, когда объем полномочий значительно превышает те средства, которые выделяются на решение этих полномочий. 

Мы создали в муниципалитетах условия для того, чтобы бизнесу было выгодно работать на территории. Например, г.Белогорск стал первым моногородом в России, территорией опережающего развития. Налоговые преференции — хорошо, но бизнес сейчас таков, что помимо прибыли задает другие вопросы: «А у вас школы есть? А у вас детские сады есть? А у вас дороги есть? А у вас улицы освещены? А какая у вас преступность? Вообще у вас театр есть?» Про бассейн вообще молчу. Я это не придумал. Мы общаемся с большим количеством потенциальных инвесторов. Поставлена задача до конца  2017 года довести их до десяти. Сейчас их три, но эти вопросы сейчас задают все чаще. Мы пришли к пониманию, что мало создать выгодные условия для бизнеса, нужно создать условия для того, чтобы вести бизнес было комфортно. Например, Сарапкин А.В. в г.Белогорске строит два дома, привозит работников из других муниципалитетов, которые задают те же самые вопросы. Мы вынуждены искать ответы на вопросы. Ответов, к сожалению, нет. Например, один из крупных микрорайонов г.Белогорска задыхается из-за отсутствия школы. Ее просто нет. Проекту семь лет. Мы его переделывали уже два раза в связи с изменениями, а денег на строительство школы нет. Это проблема. Инвестор не знает, куда его работники поведут детей. Для того, чтобы эти проблемы решить, я предлагаю глазами муниципалитетов взглянуть на проблемы инвестиционной привлекательности, помимо потребительской кооперации. Четыре месяца назад мы занялись одной серьезной проблемой, которая звучит так: мы хотим понять, сколько стоят вопросы местного значения, полномочия. Я открою вам один большой секрет. Ни один из сидящих тут глав не знает, сколько требуется средств на уборку, освещение города. Мы этого не знаем. Более того, непонимание этого усложняет возможности сделать город привлекательным.  

Например, я, как глава, не заинтересован в том, чтобы развивать сеть уличного освещения. Я понимаю, что плохо, когда улицы темные. Это отвратительно. Когда я вступил в должность в 2008 году, освещено было три километра улиц, сейчас — 70 километров. Проблема в том, что, если в 2008 году город платил  за освещение длиной в три километра 500 тыс. рублей, сейчас — 9 млн. рублей. Я понимаю, что если сделаю 100 километров, то я буду платить 20 млн. рублей. А знаете почему? Потому что город, любое поселение, освещая свои улицы, предоставляя социальные услуги, чтобы было комфортно, безопасно, платит, как коммерсант, который производит продукцию. Наше обращение по всем этим вопросам, к сожалению, не имеет обратной силы. Я думаю, что регионы наконец-то услышали Президента Российской Федерации, давшего поручение, повернуться лицом к муниципалитету. Вчера Медведев Д.А. подписал Основы региональной политики до 2025 года.  Начались подвижки, связанные с тем, что со следующего года новые предприятия, которые будут открываться на территории муниципалитетов, налог на прибыль будут платить полностью муниципалитету. Это хорошо, но этого мало. Развивая потребительскую кооперацию, мы не решим всех вопросов, если все-таки не поймем, сколько стоят вопросы местного значения, если не посчитаем, сколько это стоит в рублях или в каких-то других понятных единицах, мы дальше разговоров не пойдем 

Просьба к Законодательному Собранию, Правительству области: давайте вместе включимся в эту работу, в том числе с учетом мнения ассоциации, покажем пример всей стране. Никто в стране эту работу не делает. Никто не знает, сколько это стоитЕсли мы хотя бы для себя поймем, сколько это стоит,  тогда мы поймем, сколько денег нужно муниципалитетам на исполнение вопросов местного значения. Вы все понимаете, что муниципалитеты нагружают разными полномочиями.  

Уважаемый министр имущественных отношений области звонит и говорит: «Станислав Юрьевич, надо посчитать площадь имущества, где работают организации«. Налог идет не в муниципалитет, а в область. Мы говорим: «Хорошо. Мы сделаем, но мы это делать не должны«. Для того, чтобы это сделать, я должен отвлечь специалиста, дать ему машину, компьютер. Вместо того, чтобы исполнять свои обязанности, он работает на Ховрата С.В.  

То же самое по детям-сиротам. Сказали: «Вот вам деньги. Покупайте квартиры«. Не вопрос, но  денег мало. Для того чтобы  квартиру купить, надо вести очередь. По этому вопросу у меня работают два специалиста. Надо организовать конкурсы, торги, посмотреть, какие квартиры выставлены на аукцион, какие сироты туда заселились, а потом по поручению Правительства области проверить, как они живут, платят ли они квартплату. Этим занимается специалист администрации вместо того, чтобы заниматься земельным контролем, вопросами, которые лежат в основе их работы, за которую они получают деньги. За сирот, осмотр помещения организации они денег не получают. Наша главная задача — привести к здравому смыслу муниципальную жизнь и сделать ее привлекательной. 

Как-то слышал по телевизору Председателя Правительства Российской Федерации, который говорил о том, что мы не будем менять налоговое законодательствоЯ думаю, что наоборот настало время провести ревизию налогового законодательства, потому что налоговое законодательство уже давно не менялось, а условия, в которых живет страна, изменились. Сначала условия очень сильно изменились в 2008 году, когда был мировой финансовый кризис. Потом они изменились еще больше в 2014  году. С тех пор налоговое законодательство не менялосьВозьмите пример 2012 года, когда увеличился размер пенсионных страховых платежей для предпринимателя. Это ужас. Мы сейчас пожинаем плоды тех решений. Конечно,  2012 год был сытым годом, а сейчас год не совсем сытый. Сейчас предпринимателям, которые испытали на себе действие законов, принятых в хорошее времяочень плохо. Муниципалитеты приходят к тому, что ЕНДВ у всех падает стремительными темпами. Реагировать на это мы обязаны, но сделать что-то мы практически ничего не можем.  

Я предлагаю на уровне субъекта Федерации пересмотреть политику  межбюджетных отношений с учетом мнения муниципалитетов. Прислушайтесь к нам. У нас много хороших мыслей. Я так понимаю, что последний раз межбюджетные отношения менялись 2008 году, когда пришла команда Кожемяко О.Н. С тех пор прошло уже 9 лет. Жизнь изменилась, страна изменилось, а  бюджетные отношения остались те же самые. 

Я понимаю, что у областного бюджета очень большие проблемы. Губернатор области справедливо говорит, что многие муниципалитеты находятся в лучшей финансовой ситуации, чем субъект. Я с ним согласен, но эти вопросы, которые я сейчас поднялтребуют решения. Пусть не завтра, но их нужно начинать решать. Нужно понять, сколько стоят вопросы местного значения, тогда все вопросы, связанные с потребительской кооперацией,  отпадут сами по себе. 

Юрий Васильевич (обращается к Кушнарю Ю.В.), предоставьте ассоциации муниципальных образований право законотворческой инициативы. Чего вы нас боитесь? Мы вам помощники, будем разрабатывать хорошие законопроекты. Ирина Анатольевна (обращается к Герман И.А.), я правильно говорю? Это мой заместитель. Предоставьте нам. Еще полгода назад я это говорил. Посмотрите все субъекты правотворческой инициативы в Уставе области. Их там мизер. Сравните с другими субъектами Дальнего ВостокаДайте нам право вам помогать.  

Председательствующий. Я готов был подключиться к обсуждению буквально по каждой позиции, о которой вы сегодня говорили 

У нас основы государственной политики в этом году утверждены указом Президента Российской Федерации. Мы основываемся на этом документе, и плюс доклад, который подготовили Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации. Два документа, которые явились толчком для того, чтобы мы сегодня здесь собрались и обсудили те вопросы, о которых говорим. Несколько неожиданным прозвучало ваше выступление, потому что прямо это не относится к направлениям  развития экономики, но тем не менее муниципалитетам, которые загружены несвойственными им функциями, не подкрепленными материально, очень сложно будет справиться с поставленными задачами. 

Я тоже был участником того обсуждения, когда рассматривался вопрос о наделении ассоциации полномочиями по внесению законодательных инициатив. 

Я был «за». К сожалениюв результате обсуждения этот вопрос не прошелЯ надеюсь, что в конце концов здравый смысл победит ассоциация действительно получит эти полномочия, аккумулировав все остальные. На сегодняшний день ситуация такая, что самый мелкий муниципалитет имеет право законодательной инициативы. На этом легко можно спекулировать кому угодно. Ассоциация объединяет интересы всех муниципальных образований, однако этого права не имеет.  

 

  1. О ролиПравительства области в развитии потребительской кооперации в Амурской области

 

Таран А.А. (исполняющий обязанности министра сельского хозяйства). 

(Стиль речи выступающего сохранен.)  

Я остановлюсь на  сельскохозяйственной потребительской кооперацииПотребительская кооперация, потребительские кооперативы в отличие от производственных кооперативов, которые у нас есть на территории Амурской области— это некоммерческие организации. Это надо понять. В первую очередь они созданы для удовлетворения материальных или иных потребностей членов, пайщиков, которые состоят в этом кооперативе. 

Развитие кооперации началось с 2006 года с принятием негосударственной программы. Тогда был Национальный проект, который стартовал в 2016 году. Было два основных направления: животноводство и кооперация. Начиная с 2006 года создали 36 кооперативов, но из-за того что не была оказана государственная поддержка по линии Правительства Российской Федерации и Правительства Амурской области, они все ликвидировалисьне начав работу. 

На сегодняшний день в потребительской сельскохозяйственной  кооперации зарегистрировано 14 кооперативов, хозяйственную деятельность ведут всего 11, из них работает три. Два кооператива занимаются переработкой сои. Объем услуг, который предоставляют эти кооперативы, незначительный, не влияет на ВВП. Агропромышленный комплекс за 2015 год — объем 4,2 млн. рублей, 2016 год — 10 млн. рублей.  

Основные направления развития кооперации — сбор огороднической продукции, мяса, молока у населения, соответственно распашка огородов, заготовка сена. 

Основные проблемы в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации существуют не только в Амурской области, но и во всей Российской Федерации. 

В первую очередь низкий уровень доходов крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые участвуют в этой кооперации. Отсюда возникает, что у них нет залоговой базы для привлечения кредитных ресурсов, нет мощностей для приемки,  переработки,  реализации какой-то продукции. 

Я был на Первом съезде кооперации в г.Санкт-Петербурге. Это не мои слова, а слова человека, который возглавляет эту кооперацию, о том, что кооперация — это соединение людей, крестьянско-фермерских хозяйствкоторые имеют не очень высокий доход и безграничное доверие. Здесь составляющие трудно соединить. Конечно, я согласен с тем, что нет квалифицированных кадров. Как только открываем кооперацию, сразу большая отчетность, как у больших предприятий, никаких льгот, упрощенной системы. Отчитываются по-взрослому, еще даже не имея никакой производительности. 

В Амурской области плохо действует кооперация, потому что, как я всегда говорю, нас спасла и развратила  соя. В основном мы занимаемся соей. Имея доход за 2015-2016 годы в размере 60 процентов, у членов КФК  не очень много возникает вопросов по кооперации.  

Первый уровень кооперации. Должно быть не менее двух юридических лиц или хозяйствующих предприятий. Второй уровень — свыше десяти юридических лиц. Какие направления действуют для развития сельскохозяйственной кооперации? У нас  утверждена государственная программа развития, в том числе малого бизнеса. В рамках этой программы у нас утверждена дорожная карта «Развитие кооперации«, которую мы приняли конце 2016 года,. На сегодняшний день за счет государственной программы Российской Федерации уже второй год действует программа по предоставлению грантов на создание материально-технической базы. К сожалению, претендентов практически нет. В феврале  марте этого года  мы объездили все муниципальные поселения, встречались со всеми сельхозтоваропроизводителями, доводили до них информацию, но, к сжалению, плохо идет. 

Я хочу сказать, что в 2017 году уже за счет средств небольшого областного бюджета открыли новое направление: вновь созданные кооперативы. Если государственная федеральная поддержка рассчитана на кооперативы, которые мощно стоят на ногах (федеральная поддержка до 70 млн. рублей, а у нас — 20 млн. рублей), то мы в июле утвердим нормативный правовой акт Амурской области и будем оказывать поддержку уже вновь созданным кооперативам, а это другой уровень. Планируем направить 2 млн. рублей на удешевление материально-технических средств, не только новых, это составит 90 процентов стоимости. Мы понимаем, что за 2 млн. рублей новое не купишь. Объезжая муниципальные образования, мы ставили такие вопросы, как фасовка меда, заготовка дикоросов и так далее. В первую очередь на это рассчитано. Мы готовы оказывать государственную поддержку. В 2017 году мы создали всего один кооператив. Если от муниципальных поселений будут какие-то предложения, мы с удовольствием готовы их рассмотреть. Если все нормально, с удовольствием окажем государственную поддержку. 

Председательствующий. Прежде чем передать слово представителям г.Москвы, хочу сказать, что до сегодняшнего заседания «круглого стола» я встречался с заместителем председателя Правительства, который курирует сельское хозяйство, Бакуменко В.В. Он рассказал мне о том, что у нас есть негативный опыт по созданию и функционированию кооперативов. Дело в том, что мы создаем кооперативы путем объединения тех, кто не имеет никакой материальной базы. Поэтому такие мероприятия изначально обречены на провал. Если говорить о том, кто бы мог объединиться, прийти со своим новым потенциалом то такие примеры есть. В с.Лукьяновке Белогорского района, где я недавно был, есть фермер, который по своему масштабу на сегодняшний день тянет на приличный колхоз, который раньше функционировал. Были такие крепкие хозяйства в те времена, которые мы еще помним. 

По сути, положительный опыт у нас существует. Пример такой кооперации, конечно не в классическом виде,  есть. Это два наших крупных производителя молочной продукции — Хладокомбинат и Благовещенский молочный комбинат. Они объединили людей. Продукцию покупают, а потом продают нам. Производство молока, молочное направление стало рентабельным. Есть примеры того, как строятся фермы. Например, Арутюнян Л. в Белогорском районе своими силами строит крупную ферму. Он готов строить еще одну ферму, если ему помогут с кредитованием. Есть куда приложить организационные, финансовые усилия.  

Слово Комову Н.В. 

Комов Н.В. (председатель Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, академик Российской академии наук, академик экологической академии, действительный член (академик) Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор). 

(Стиль речи выступающего сохранен.)  

Я полностью присоединяюсь и подписываюсь под тем, что сказал Дьяченко К.П., и готов ему помогать. Имея богатый опыт (я сам из крестьянской семьи), жил, родился и живу в этой кооперации. Это одна из основ созидания человечества, общества. Но основы созидания должны на чем-то базироваться. Такой базой в том числе является наша российская земля. Земля очень дорогая. Она очень добрая по отношению к нам, которые хулиганят на ней. Мы посчитали, что 25 лет назад стоимость земельных ресурсов страны… (Мысль  не завершена.). В 2001 году статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земля — прежде всего природный объект и природный ресурс, и только потом земля является имуществом в процессе хозяйственной деятельности человека.  Как мы хозяйствуем на ней, так мы и получаем то, что дает нам результаты, так мы и живем.  

Для информации. Приблизительная стоимость российской земли — 250 трлн. долларовМы богаче по наличию земельных ресурсов на каждого гражданина страны Америки в два раза, Германии в шесть раз. Мне пришлось побывать в 39 странах мира и посмотреть, как и где они живут, за счет чего живут. Во многом я государственный муниципальщик. Вся жизнь проходит там. Там территория, народ, все ресурсы и прочее. Великая беда России в том, что руководитель муниципального образования несет ответственность за развитие территории, за жизнь людей, которые находятся на этой территории, но прав у него нет, а обязанностей уйма. Почему?   Потому что значительная часть земли федеральная70 процентов от 36 млн.  га амурской земли, лесной фонд — 26 млн. га, земли сельскохозяйственного назначения — 7 процентов. Большая часть сельской земли находится в собственности. За собственника руководителю со своим аппаратом нельзя зацепиться, а за федерала, за лесной фонд, к которому сегодня нет подхода, тем более.  

В Австралии доходы многих муниципалитетов от уборки мусора составляют 7 процентов, а доходы от продажи имущества — 4,5 процента. Доходы муниципалитетов от земли, включая ренту, составляют от 40 до 50 процентов. Это среднее по азиатским странам, которые для нас сегодня являются примером. 

Что такое муниципалитет? Муниципалитет так же, как государственный орган, имеет две функции. Первая. Государственная функция управления. Там сидит чиновник. Вторая функция. При наличии собственных ресурсов, собственной недвижимости, другого имущества он еще участвует в рынке. В мире, в том числе в Китае, все это разграничено от а до я на 100 процентов. Функции государства исполняют чиновники. В земельной сфере Китая работают 200 тыс. человек, из них меньше 10 процентов, 19 тыс.человек, работают в государственной сфере за счет бюджета, а 90 процентов работают в сфере услуг, институтах, фондах. На местах, там нет муниципальных образований, созданы все направления, законы. И у них главный документ  развития местного территориального образования — генеральный план использования земли.  В этом плане территории изолированные. Оценка, все виды целевого назначения всех этих используемых земель, оценка этой территории.  

Как проводится учет. Главная обязанность государства — вести  постоянный государственный систематический учет всех земельных, природных ресурсов. У нас учета нет уже 20 лет. Учет исключен из понятий. Я с вами согласен, что чиновники сидят и выполняют роль  государственной ипостаси, вклеиваются в этот бизнес и мешают. В России  есть одно направление. Если мы по-настоящему не займемся решением земельного вопроса… (Мысль  не завершена.) Столыпин П.А. говорил, что надо развивать земледелие, для того, чтобы сегодня существовал наш великий, страшно дальний и очень близкий нам Дальний Восток. Земельный вопрос никогда нельзя решить. Его нужно решать только путем создания лучших условий для жизни человека.  

По поручению Путина В.В. 12 декабря 2012 года мы готовились к заседанию Государственного совета по улучшению эффективности управления земельными ресурсами страны в интересах граждан. Президент Российской Федерации высказался очень мощно и четко, что надо делать по земле, по решению земельных проблем в России. Первое. Это то, что касается муниципалитетов. Немедленно разграничить государственную собственность на землю. Получить собственность федеральную, субъекта Федерации и свою. Сегодня она оптимально не разграничена. Многие муниципалитеты врезаются, вклиниваются, занимают наиболее ценные, охранные и другие территории, которые по закону им не принадлежат. Отсюда огромный бюрократизм, поборы. Путин В.В. четко сказал: «Дорогие друзья! Все отсутствующие и присутствующие, для всей России сегодня, как никогда, настала пора решать земельный вопрос, о праве устойчивого развития территорий в интересах того народа, который живет на этих территорияхСегодня земельные ресурсы, земля являются мощным не экономическим, а социально-экономическим фактором устойчивого развития России«. Сегодня одним из главных направлений его выступлений на Санкт-Петербургском экономическом форуме — в ближайшее время приступить к поправкам, устранению ненужных законов, внесению необходимых поправок в законодательные, нормативные правовые базы по всей стране. Прежде всего, это касается земельных ресурсов.  

Что нужно сделать? Первое. Разграничить государственную собственность, получить свою собственность, учесть и оценить ее, везде поставить на баланс и участвовать с ней в рыночных условиях, в кооперации или еще где-нибудь. Например, мы создаем совместное с Белоруссией государство. Создаем различные совместные предприятия. Белоруссия делает взносы тракторами, комбайнами, косилками, а мы — землей, потому что нам в это предприятие нечего внести.  Мы туда отдаем 40 процентов ренты, чтобы предприятие существовало.   

Второе. Нужно срочно разобраться с категорией земель. Настала пора посмотреть, нужны ли они в той форме, в которой они есть. Мне пришлось это посмотреть в Китае,  Америке, ЕвропеСуществуют категории земель, но это номинальные понятия. В Америке, Китае — три категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, для строительства и прочие земли. Все. Основной там документ — это генеральный план, без которого никакие генпланы развития городов, генпланы развития территорий, генпланы развития инфраструктуры не составляются и не претворяются в жизнь. 

Разобравшись с этими категориямидополнив Земельный кодекс Российской Федерации статьей, касающейся функций муниципалитета, детально наших территорий, то есть всех областей, краев и республик, одним из главных направлений должно стать формирование программы по охране использованных земель, границ, допустим, территории Амурской области и также муниципальных образований. Программы должны быть  краткосрочные и долгосрочныеУ нас эти программы не разрабатываются. Это наш бич. Хотим мы этого или не хотим, все равно в ближайшее время начнем делать.    

Третье. Нет настоящего, доступного для всех граждан России, прежде всего для бизнеса, информационного ресурса о земле. Где эта земля, сколько стоит, для каких целей, на какие сроки ее можно использовать и с какой ответственностью? Этого нформационного ресурса нет. Для того, чтобы он был, во всех странах мира: в Китае, Европе раз в пять лет,  Америке раз в три года, — проводится инвентаризация земельных ресурсов страны.  

Четвертое. Нам срочно нужно разобраться с оформлением земельных участков в собственность и в аренду. В этой части у нас полная чехарда. Все делаем методом тыка. Нет таких схем, проектов, так называемые проекты по землеустройству «вышли на улицу« и не вернулись к нам. Для интереса. В Германии полная частная собственность. Законы землеустройства такой вот толщины. Землеустройство в Германии является первоочередной задачей всех ветвей власти, то есть земельное устройство любой территории.  

Путь у нас один — только вперед. Я посмотрел, как решается вопрос  кооперации во многих странах мира.  Интересен для нас будет опыт Финляндии, КанадыГреции. Почему президент говорит: «Не используются земли». Около 40 млн. га сельскохозяйственных земель не используется. Это площадь Канады. Сколько продуктов на такой площади? Кого и сколько она кормит? А у нас все это заброшено. Если государство не может справиться, федералы не могут справиться… Почему-то в лесном фонде сегодня 1,1 млрд. гектаров. Почему им не оставят 900 млн. гектар? Почему 200 млн. гектаров из лесного фонда, примыкающих к садоводческим, населенным пунктам, может быть, даже к городским территориям, не передатьПочему бы не создать в порядке опыта лесные фермы? Главное, должна быть нормальная прочная со всей ответственностью исполняемая мощная законодательная земельная база России.  

Один раз мне пришлось побывать в Амурской области. Амурская область мне понравилась. Понравилось и другое. Когда я был у пограничников и с вышки посмотрел на г.Хэйхэ, тогда задумался. Как же нам так сделать? Я  пять раз был в Китае. Мы готовы поучаствовать и съездить с вами в Китай на несколько дней. Посмотрите у них низовую часть. Как низовая часть работает и создает зюнинги, которые потом превращаются в золотые жилы для успешного развития Китая. У нас есть все возможности. Когда я был председателем Государственного земельного комитета России, очень уважал исполнение земельных дел в Амурской области. У вас был мощный земельный ресурс. Потом создали орган имущества. У них должно быть другое направление, то, о котором мы говорили, — кооперация, обеспечение жизни, а исполнять, контролировать исполнение законов должны чиновники. Тогда меньше будет поборов, больше дел.  

Председательствующий. Не доверять вам мы просто не имеем права, потому что большего опыта в России, наверное, чем у вас  в этом вопросе нет ни у кого. Если наше все в литературе — это Пушкин А.С., то в экономике наше все — наверное, земля. Тут вы абсолютно правы. Именно земля является основой всех экономических отношений независимо от того, в каких направлениях эта экономическая деятельность осуществляется. 

Слово Видяпину В.И. 

Видяпин В.И. (доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации). 

(Стиль речи выступающего сохранен.)  

Мне хотелось бы обратить внимание, что мы все волей-неволей остановились на одном. Муниципалитет — это главная единица, которая всем занимается и ничем не располагает. Вот выступали представители Амурской области, говорили о том, сколько они делают, что они делают, а у них ничего нет. Давайте разберемся. Сейчас у муниципалитета есть всяческие программы, особенно дорожные карты. Интересное название «дорожная карта». Проще сказать, программа. Чем располагает муниципалитет? У него ничего в собственности нет, кроме жилья, заселенного людьми. Все остальное находится в руках федералов и частников. Частник, как правило, представлен олигархами, крупными землевладельцами. Хорошо, если это русский владелец, а то, может быть, и иностранец. С этой стороны необходимо говорить о муниципалитетах, которые должны начать решать вопросы самофинансирования.  

Что такое самофинансирование? Это такая кооперация. Кооперация будет полезна тогда, когда средства вкладывает тысяча человек, а не один. Тогда это будет реально. Если собрать двух нищих, то получится один крупный нищий. Это давно известно. Поэтому, конечно, кооперация — это большая подвижка для муниципалитетов. А какова поддержка? В Узбекистане, например, в качестве эксперимента создали банк, в котором каждый может занять пять рублей и даже один рубль. Естественно, человек отдает, но через год этот банк стал крупнейшим, потому что желающих занять один или пять рублей было предостаточно. Более того, там ввели в кооперацию интересный для нас момент: объявили, что все домовладельцы становятся индивидуальными предпринимателями.  Они могут брать кредиты. У них нет никакого плана, но энтузиасты, имеющие подворья, начинают работать.  

Амурская область — благодатный край, райское место. Мне кажется, что там и должно быть лидирующим сельское хозяйство. Есть возможности, несмотря на суровый климат. Есть Алдан, который тоже серьезно занимается вопросами сельского хозяйства. На Алдане начинают выращивать гречку, которая там раньше никогда не росла. А сейчас гречка пользуется ошеломляющим спросом. Как диетическое питание ее употребляют испанцы, в глаза ее не видевшие. Когда их в первый раз накормили кашей, они спросили: «Почему грязь не отпадает?» 

Все упирается в деньги. Николай Васильевич приводил примеры,  сколько стоит. Вот потребительская кооперация. Сколько стоит сбор меда? Сколько стоит производство стула? Почему всегда столько посредников у продукции сельского хозяйства? Как от них избавиться? В руках Правительства Амурской области, я думаю, и это было бы очень правильно, план кооперации. 

Приведу простой пример. В советское время этим серьезным вопросом занимался Государственный план. Даже прибыль была заложена в стандарт. Когда разговаривали с американским ректором по услугам, то у меня получалось больше, чем у него. Мы долго разбирались. Оказалось, что у нас прибыль закладывалась 20 процентов стоимости, а у них 10. Этого достаточно, чтобы все промежуточные звенья накормить и  напоить.  

Второе направление. Неизбежно встанет вопрос о том,  чтобы все было разработано и известно.  Сколько стоит плуг, за сколько его можно продать нашим коллегам из другой областииз другого государства. Все эти вопросы придется решать. Вопросы несложные, давным-давно известные, всего-навсего нужно сходить к специалисту в области  бухучета, который бы занимался этими вопросами. Главное, поставить вопрос на государственную основу, что все должны этим заниматься.  

Второй вопрос. Что надо выращивать? Что является перспективным для Амурской области в ближайшие 5 лет? Нужны ли такие инвестиции или нет? Нужно ли вкладываться в машиностроительный завод или лучше разрабатывать сельское хозяйствоЭто прогнозирование с отдельным контролем.  Самое главное, что мы в России привыкли к дисциплине. Если нам скажут, что сковородка стоит рублей, мы не продадим за 10. Не захотим продавать по такой цене. С моей точки зрения, эти вопросы важны. Конечно же, все равно всем придется объединяться. Без повсеместного всероссийского объединения говорить о каких-то крупных подвижках бессмысленно. Тут обрисовали ситуацию с использованием землиПосмотрите по практике, связанной с Подмосковьем. Вопрос коллегам. Сколько стало  магазинов «Пятерочка«? Много. Куда делись рынки? Снесли. Началось с ларьков. Убрали. Бабушки и дедушки продавали лук, соленую капусту, все это перешло в другие места.  Простой пример. С Дальнего Востока приходит продукция из корпорации «Гидромарин«. Продается. Когда посмотришь на вывеску, то это не дальневосточная продукция. Это из Арабских Эмиратов. А берут за нее совсем другие деньги. Разве так можно? Я считаю, что вопрос поднят своевременно. Я считаю, что главной фигурой становится муниципалитет. Ко всему, о чем сегодня говорилось, конечно, надо прислушаться. Но я не могу понять, почему  вдруг отказываются. Может быть, действительно шкурный интерес, как говорят? Потому что с увеличением значимости муниципалитетов серьезно изменится отношение к другим ветвям власти. Мне кажется, что сейчас это один из главных вопросов.  

В-третьих, никто не поднял вопрос, как заменить деньги. Прежде появлялись заметки, был момент, когда вводились условные деньги, которые печатались. Но они же работали. Никуда от этого не деться. На местах придется серьезно заниматься этим вопросом. Если на местах ничего не будет сделано, то и в России в целом ничего не будет. А все эти замахи на громадные площади, на громадный урожай? Была хорошая погодаполучили высокий урожай. А что будет  в этом году? Мне кажется, нужно поддержать новейшую систему привлечения банков, чтобы собственность действительно пускалась в оборот. Сейчас муниципалитеты не могут этим  заниматься. Чем отличалась Россия в царское время? Как правило, договор никогда не был голословен. Если говорил, значит, было сделано. Вот об этом стоит задуматься и считать одной из первоочередных задач — наделение муниципалитетов собственностью. 

В дополнение. По предварительному подсчету второй бюджет России сидит в муниципалитете, как минимум это 16 трлн. рублей. В течение трех лет можно реально реализовать развитие местных территорийВсе это надо привлекать. Один из способов привлечения — кооперация. Как только на земле два человека появилось, появилась кооперация. Обмен товара на деньги 

Председательствующий. Как только речь заходит о механизмах самофинансирования мы тут же упираемся в финансовые инструменты. 

Даже наделив муниципалитеты собственностью, если у нас не будет финансовых инструментов, которые можно использовать для того, чтобы прийти с ними в банки, мы ничего не решим. В связи с этим  огромное спасибо Видяпину В.И. за то, что поднял этот вопрос. Честно говоря, он находится вне нашей компетенции. Мы на местном региональном уровне вряд ли этот вопрос решим, поэтому это такой постановочный вопрос для Российской Федерации. Это вопрос для Президента Российской Федерации или как минимум Председателя Правительства, или для Государственной Думы и Совета Федерации. Мы подумаем, какие инструменты можно для этого использовать. Спасибо вам за  ваше выступление. 

Я не могу не поблагодарить вашего регионального представителя Иванова Владимира Ферапонтовича, который обеспечил ваше участие Мы проводим сегодняшнее заседание «круглого стола« при его непоредственном активном участии. 

В связи с этим я хочу предоставить ему слово, чтобы он как-то консолидировал  те мнения, которые сегодня здесь прозвучали. Это не для того, чтобы закончить дискуссию. У нас еще есть время. Здесь находятся представители тех самых муниципалитетов, о которых столько сегодня говорили. 

Слово Иванову В.Ф. 

Иванов В.Ф. (заместитель председателя торгово-промышленной палаты области). 

(Стиль речи выступающего сохранен.)  

После прозвучавших выступлений мне хотелось бы осветить несколько вопросов, на которых хотелось бы акцентировать внимание в плане той специфики, которую имеет регион. В регионе достаточно активов, которые можно запускать в соответствующей оборот, в частности, земельно-имущественные отношения, необходимость которых надо реализовывать в целях интересов муниципальной экономики, и другие активы, которые сегодня выведены из оборота и находятся в натуральном виде. 

Для трансформации этих активов и начала работы до того, как будут созданы финансовые инструменты, требуется большой объем работ, включая ревизию этих материальных, нематериальных активов, их оценку, в том числе оценку для принятия управленческих решений и вовлечения в это все уровни власти. Имеются в виду региональные и местные власти.  

Не надо забывать, что стратегическое планирование сегодня вынесено на муниципальный уровень отдельным блоком, в том числе решение этих вопросов. Муниципальное взаимодействие и сотрудничество по созданию инфраструктуры, по непосредственному объединению усилий муниципалитетов начиная с обучения, формализации активов, их оценок, доведение их до финансовых активов и запуска в оборот финансовых инструментов потребуют большой работы, которую желательно начинать в консолидированном кооперативном, в межмуниципальном сообществе. 

Почему? Меньше затрат и шире возможности. Объединяя эти усилия, создавать как саму рыночную инфраструктуру, консолидировано проводить обучение специалистов, необходимых для выполнения этих работ, так и непосредственно проводить ревизии, формализацию активов, паспортизацию, в том числе иметь единые межмуниципальные, региональные подразделения, такие как региональный депозитарий, институты, которые необходимы для оценки этих уже активов, и, соответственно, формирование механизмов проектного финансирования муниципального уровня. Все это вместе создаст условия в том числе для реализации механизмов, создания всех форм кооперации и работы уже непосредственно на уровне муниципальной экономики с экономическими субъектами начиная от личных подсобных хозяйств  (у нас в регионе — 180 тыс. хозяйств), с тем чтобы создать условия, возможности насытить не только внутренний рынок, который  по сути дела насыщен, но и выйти через такого рода инструменты на межрегиональную и международную торговлю. 

При переговорах с китайской стороной видна их заинтересованность в получении продукта органического стандарта, продукта, произведенного в Амурской области. Сегодня 5-6 процентов сои содержит маркер ГМО. Есть информация, что семена, поступающие в область, имеют маркер ГМО. Это ставит под вопрос развитие экономики сельского хозяйства на базе технических культур. Эта работа потребует консолидации и участия всех уровней власти, в том числе дополнения полномочиями, которых сегодня недостает, в том числе в ведомствах нашего Правительства и муниципального уровня 

Предстоит проделать большой объем работы. Надо действовать шаг за шагом. Сегодня это может быть решено на нашем рабочем совещании и дан старт большой серьезной работе. 

Председательствующий. Слово Герман И.А. 

Герман И.А. (председатель Мазановского районного Совета народных депутатов). 

Мне бы хотелось высказать точку зрения представителя муниципального образования, которое в силу своей специфики не имеет железной дороги, а просто имеет большие расстояния, в основном сельское население. Никаких крупных промышленных предприятий у нас нет и не предвидится. В связи с этим возвращаюсь к вопросу о кооперации. В свое время у нас все муниципальные учреждения либо закупали продукцию у населения (достаточно было получить справку от ветеринара о том, что продукция соответствует), либо пользовались услугами потребкооперации. Сегодня, когда заработал Федеральный закон № 44-ФЗ, население автоматически отпало, потребкооперация почему-то стала предприятием и автоматически тоже попала под это законодательство. Мы теперь покупаем  не то, что вкусно и  растет на нашей земле а то, что дешевле. Сегодня наши дети в садике едят не мясо, а полуфабрикаты, купленные в магазине. А что в этих полуфабрикатах, остается только догадываться. 

Хотелось бы сказать о том, что необходимо возвращаться к услугам кооперации. Для того, чтобы закупать сельхозпродукты на месте, надо получать сертификатывезти всю партию. Это сразу автоматически ведет к удорожанию продукции. Может быть, на законодательном уровне подумать о том, что, если мы хотим развивать кооперацию, значит, необходимо все эти услуги по стандартизации нашей продукции предоставить в упрощенном порядкеНе надо привозить от каждого сельхозпроизводителя или частника эту продукцию, потому что если она в селе заражена, то все наши контролирующие органы знают о том, что там нематода или еще что-то другое. Если продукция не заражена, то достаточно будет на месте закупить и взять какой-то образец. У нас появились ТОРы, космодром. Чью продукцию они закупают? Блочное мясо. Мы пробовали воспользоваться нахождением рядом золотодобывающих предприятий, космодрома.  Выходили на них с предложением поставлять продукцию нашего ЛПХ. Получили отрицательный ответ. Им проще купить вагон блочного мяса и кормить им людей, чем закупать от населения и опять сертификацию или еще что-то проходить. Может быть, стоит проговорить ситуацию о том (сейчас в соглашениях действует положение, что к работам должно быть привлечено не меньше 5 процентов местного населения), чтобы они закупали продукцию местного сельхозпроизводителя через социально-ориентированные закупки, либо через НКО, либо подведя под нее потребкооперацию. 

Сегодня мы приезжаем в любое село на информационную встречу и первый вопрос: «Мы готовы выращивать картофель. Мы готовы выращивать овощи, молоко, мясо. Когда у нас их заберут Спасибо, молоко забирают. Какой-нибудь дикий закупщик из Якутии или откуда-то залетит, возьмет продукцию за копейки и уедет. 

Если бы у нас было организовано, как раньше, потребкооперации давались разные преференции, они закупали эту сельхозпродукцию, то наше население самозанятостью смогло бы поднять прожиточный минимум доходную базу и все остальное, тогда бы могли говорить о развитии территории, а не о том, как нам сохраниться и выжить. 

Председательствующий. Я хочу всем напомнить, что мы подготовили рекомендации, но это только проект. По итогам сегодняшнего обсуждения я предлагаю всем, кто хочет внести какую-то лепту, или сейчас озвучьте  предложения, или лучше их сформулировать и в течение оставшихся  двух рабочих дней нам передать, чтобы на следующей неделе можно было закончить подготовку рекомендаций. 

Слово Корбанёву Н.В. 

 

 

 

Корбанёв Н.В. (председатель совета Амурского областного совета потребительских обществ). 

Хочу сказатьчто система потребительской кооперации  имеет         185-летнюю историю. Государство всегда помогало в решении сложных проблем.  

Здесь пригласили представителя потребительского общества «Русь«, но он не является членом Центросоюза и ведет свою определенную работу, хотя пытается оперировать некоторыми понятиями. Я не буду критиковать коллег. В нашей области работают 20 потребительских обществ, более 1000 работающих. Более 100 млн. рублей налогов  кооперации уплачивают в бюджет области 

Мы готовы начать работу с личным подсобным хозяйством. Но должна быть соответствующая областная программа. У населения можно закупить продукцию, стимулировать закупки производства. Но  вопросы сбыта для государственных и муниципальных нужд нужно решать. Я эти предложения в письменном виде направлял вам, Юрий Васильевич (обращается к Кушнарю Ю.В.), в комитет.  

Что касается поддержки потребительской кооперации. Особых преференций не надо. Надо, чтобы сельскохозяйственные производители, кооперативы, которые работают на земле, достойно платили заработную плату трудящимся, а все остальное мы сможем им привезти и сделать для них. Система кооперации в области жива. Имеются значительный потенциал и имущественный комплекс. Мы готовы к работе с муниципалитетами. Мелюков С.Ю. сказал, что не понимает, что такое кооперация, потому что в городах она отсутствует как таковая, поэтому г.Белогорску это не характерно. А вот мазановцы говорят верно: для того, чтобы дети в детских садах, в школах ели нормальные продукты, нужно использовать наш потенциал. Те предложения, которые там изложены, имеют место. Кроме того, у нас область с большим потенциалом лесного фондаможно было бы заниматься дикорастущей продукцией. Цена вопроса такова, что для юридических лиц это невыгодно. Мы не сможем заработать тех денег, которые нужно будет заплатить за аренду. Для физических лиц нужно принимать отдельно областной закон, который бы позволял им заготовку и сдачу этой продукции в кооперацию или в другую организацию. Сегодня можно закупать и заготавливать  только для себя. Это даже запрещено закономПоэтому в части решения многих проблем муниципалитетов и в целом областных можно использовать потенциал кооперации, тот инструмент, который есть, но для этого нужно выстраивать нормальное взаимодействие, как на законодательном уровне, и использовать потенциал. Заключено соглашение с администрацией Амурской области на период 2017-2020 годов. 

Председательствующий. Слово Инюточкину Д.В. 

Инюточкин Д.В. (глава Белогорского района). 

Я хотел бы поделиться своим опытом. Анализируя перспективы, экономическую ситуацию на территории Белогорского района,  мы пришли к тому, что у нас не появятся крупные газоперерабатывающие предприятия, космодром.  Инвесторы особо не стремятся идти. Фермерские хозяйства, которые сегодня работают, к сожалению, сейчас приобретают высокопроизводительную технику, и, соответственно, количество рабочих людей у них постепенно уменьшается. Тут привели пример Арутюняна Л. Он состоявшийся человек, энтузиаст. Он уже состоялся. У него хозяйство работает, и  работает он на себя. У него все хорошо. Мы проанализировали это и пришли к мнению, как и другие, наверное, районы, что наша перспектива — это личное подсобное хозяйствоУ нас их в районе более 5000. Примерно по гектару. Это уже 5 гектаров, где люди готовы работать и работать сегодня. Например, в с.Великокнязевке было предприятие, которое массово закупало картофель и другие овощи для министерства обороны. Соответственно, люди жили очень хорошо. Сегодня этого предприятия нет. Постепенно производство продукции падает. Поэтому  4 года назад мы привлекли крупных предпринимателей, фермеров для создания кооператива. Это больше как социальная нагрузка: «Ребята, вы создайте. Мы постепенно будем туда вовлекать личное подсобное хозяйство, а дальше будем смотреть перспективу«. Очень тяжело это. Они все пошли на это под давлением. Три года назад мы предоставили им помещение в центре г.Белогорска. На первое место мы поставили реализацию продукции, потому что если ты не умеешь продавать, то и производить в принципе бессмысленно. Мы предоставили помещение в центре города. Долго добивались через антимонопольные службы преференций, потому что их нельзя предоставлять кооперативам без конкурсных процедур. 

Спасибо антимонопольным службам, они нас поняли. Мы к ним обращаемся второй раз, и нам разрешают без арендной платы, без проведения конкурсных процедур предоставлять помещение. Мы выставляем условия, чтобы это была продукция наших сельхозпроизводителей. Затем подключился соседний Серышевский район.  

В чем проблема? Первое. Очень тяжело объяснять членам кооператива что такое кооператив. Все, особенно предприниматели, стараются из этого извлечь какую-то выгоду. Следующее. Подобрать толкового руководителя, потому что эта работа больше социальная, много денег там не заработаешь. Предпринимателя, который бы стал и начал для других работать, очень тяжело к этому подготовить. Но мы нашли такого человека, успешного предпринимателя. Она сейчас возглавила эту работу. За последний год работа сдвинулась с мертвой точки. Есть примеры, когда она заключает договоры прямо с личными подсобными хозяйствами, дает им семена картофеля, а они выращивают  и отдают ей. Она, по сути, платит им  зарплату. Они работают на своем огороде, получают за это зарплату 

Но еще возникает проблема. У нас нет инфраструктуры. Сегодня хранить урожай негде. Нет хранилищ, которые можно было использовать. Те хранилища, которые имеются у КФК, каких-то других организаций,  платные. Платить за это возможности нет. Сразу идет удорожание продукции. Сейчас уже начали торговать мясом с личных подсобных хозяйств. За год закупили оборудование за счет своих средств. Никто и никогда им не помогал. Но нужны цеха, нужна небольшая переработка, потому что продаешь вырезку, остаются сало, кости, которые куда-то надо девать. Предприниматель   все делает на своей базе. 

Поэтому без поддержки государства в плане помощи в привлечении кредитов мы все равно не обойдемся. Мы будем так долго идти к чему-то. Пройдет год, два, три. Но рывка для этих кооперативов мы никогда не получим. Я считаю, что это больше не программа развития сельского хозяйства, а программа занятости, потому что мы решаем самую главную программу. Если человек на селе будет занят, то он уже не будет задумываться о помощи от государства. 

 По сути, мы даем удочку. Ты начинаешь работать, мы у тебя закупаем продукцию и реализовываем ее на каких-то доступных рынках г.Благовещенска, Белогорска, крупных городов. Сегодня надо говорить о том, что не Китай нам нужен,  мы себя-то накормить не можем. Заходим в магазин и видим, что картошка из Пакистана, Египта, Израиля. Нашей картошки уже нет. Мы должны ее где-то сохранить, а потом отдать нашим жителям. 

Председательствующий. Слово Тарану А.А. 

Таран А.А. Я по поводу сказанного Ивановым В.Ф. Мне приходится заниматься растениеводством. У меня нет информации о том, что у нас на сегодняшний день есть пять-шесть процентов генномодифицированной сои. Даже те семена, которые приходят, американские, японские, они все проверяются. На сегодняшний день у нас нет генномодифицированной сои. Поэтому нельзя вот так говорить на аудиторию, что у нас пять-шесть процентов генномодифицированной сои. 

Председательствующий. Спасибо за ремаркуЭто замечательно, если у нас сейчас вся соя  органическая. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем так оставалось. Просто мы должны работать по определенным стандартам. Если мы будем эти стандарты соблюдать, то тогда вопросов о том, что у нас соя или другая какая-то продукция не такая и выращена с помощью каких-то химикатов и генно-модифицированных способов, не будет. Тогда нам проще будет свою продукцию  продавать. Стандартизация, которая в этом случае просто необходима, эти проблемы будет решать. 

Слово Трушу С.А. 

Труш С.А. (член фракции ЛДПР в Законодательном Собрании). 

У нас основной проблемой является малое участие государства в деле закупок именно у местных товаропроизводителей. Потому что основным покупателем на местах является государство и необходимо понимание минимальных объемов производственных мощностей  не только в сельском хозяйстве, вообще любой продукции. Пусть предпринимательское сообщество определяет оптимальный минимальный объем, который они могут еще допроизводить. У них должны быть понятные горизонты по необходимым сейчас мощностям. Стандартизацию требований к продукции уже озвучили, чтобы детей в школах не кормить непонятно чем, есть стандарт. Можно закупать такое-то сортовое мясо, а для этого необходимо понимание процессов ценообразования. Есть ли у нас объединения государства и частного производителя в некие предприятия, объединения, кооператив, чтобы регулировать ценообразованиеЕсли есть такое объединението какой-то объем продукции государство приобретает по государственной цене, чтобы эта цена была дифференцированной, как это было в советское время. И в тоже время предприятие получало гарантированного покупателя, но при этом необходима государственная торговая сеть, чтобы реализовать продукцию. В первую очередь частники извлекают прибыль. В их интересах снижать закупочные цены. Производителю необходимо в таких условиях выживать, при этом привлекать план развития. 

Можно использовать опыт Белоруссии, где часть продукции реализуется через государственные сети. И предприниматель, который объем продукции реализовал через их сеть, имеет возможность кредитоваться под 1-2 процента на этот объем. Получается перераспределение без вовлечения банков, у которых цель — извлечение прибыли. 

У нас есть такие направления? Может быть, об этом подумать? 

Председательствующий. Слово Дьяченко К.П. 

Дьяченко К.П. Вчера мне из Росреестра дали справку, что в вашей области поставлено на кадастровый учет свыше 220 тыс. объектов, из них на 200 тыс. можно оформить право, а остальные без границ, и право на них оформить нельзя. Прошу кому-нибудь поручить разобраться с руководителем Росреестра, главным регистратором или с кадастровой палатой по этому делу, а мы вам поможем.  

Председательствующий. Слово Комову Н.В. 

Комов Н.В. Еще одно направление. Некоторые муниципальные образования мало и неактивно участвуют в постановке своих территорий на кадастровый учетОсновная направленность — поставить на кадастровый учет отдельные участки. Цель — создать кадастровую систему России. Я имею в виду покрыть кадастром всю Россию начиная с республики, края, города и прийти к этим участкам. Сейчас все наоборот. Большая часть участков находится в висячем состоянии, а муниципалитеты не оформляют свою территорию из-за людей. Есть проблема, но она решаема.    

Председательствующий. Слово Заболотникову Г.М. 

Заболотников Г.М. (председатель совета общественной организации «Национальный ресурс»). 

Вы сказали, что эту проблему надо решать не на региональном уровне, а на федеральном. Мы здесь делаем все. Мы создали эту общественную организацию и еще создаем общественные организации по землепользованию. Это в рамках, чтобы получить экономический суверенитет. Цель и призыв Президента Российской Федерации — получить суверенитет, отказаться от внешнего управления. Экономический суверенитет определяет суверенитет Отечества. Этот пилотный образец  нашего общения «круглого стола» — весь интеллектуальный потенциал. С удовольствием будем сотрудничать с регионами и развивать наш экономический суверенитет в рамках НОДа. Вы знаете, что Фёдоров Е.А. — координатор проекта, но лидер у нас — Путин В.В. Без него никак. Я думаю, что Амурская область впереди всех. 

Спасибо всем. В дальнейшем будем совершенствовать наши «круглые столы», общаться и развивать формат нашего общения.  

Председательствующий. Мы сегодня рассмотрели серьезнейший вопрос. Считаю, что его обсуждение  шло  откровенно, заинтересованно.  Были обозначены наиболее острые проблемы, высказаны конкретные предложения. Рекомендации с учетом всех предложений будут отредактированы и направлены всем участникам. 

Спасибо всем. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество. 

 

 

 

Заместитель председателя  

Законодательного Собрания 

председатель комитета Законодательного 

Собрания по вопросам экономики и  

собственности области                                                                     Ю.В.Кушнарь 

Tags

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *