24 декабря прошлого года состоялось мероприятие, достойное войти в историографию отечественного заповедного дела на современном этапе. И для этого есть все основания.
Во-первых, состоялось оно на площадке Сочинского национального парка – старейшего в России.
Во-вторых, оно имело статус «круглого стола» Общественной палаты Российской Федерации. Нет, «круглых столов» под эгидой Общественной палаты проводится вагон и маленькая тележка. Но данный случай имел действительно историческое значение. Ибо проводился он без предварительного анонса на сайте Общественной палаты, без видеотрансляции, без сообщения о проведенном действе и его результатах, без размещения на сайте видеозаписи «круглого стола». Зато – при строжайшем отборе участников: «чужие здесь не ходят». Как-то не совсем такой формат присущ мероприятию Общественной палаты. Скорее – так проводили заседания подпольные обкомы партии на оккупированной врагом территории.
В-третьих, заявленная тема была не слабая – «О реализации законных прав граждан и хозяйствующих субъектов, находящихся в границах ООПТ». И особенно сильна она была атмосферой новизны. Участники резали матку-правду, особенно возмущались и удивлялись нахождением населенных пунктов на ООПТ – как вообще такое получилось, да кому это в голову пришло, о чём думали, ведь «их там не должно быть, они абсолютно точно не несут над собой нагрузку защиты и сохранения природно-экологических комплексов!».
Абсолютно точно, Карл! Эх, нет сегодня с нами Ю.В. Добрушина, выдающегося проектанта национальных парков, так внезапно покинувшего этот мир – вот бы он поразился, услышав про собственную недальновидность и некомпетентность. Вот «обрадуется» Е.Ф. Шатковская, узнав, что вновь втихаря лепят правовой механизм, позволяющий вырезать деревни из состава нацпарка «Кенозерский»!
Особенно ярким было выступление нового и.о. директора Сочинского нацпарка – А.В. Бородина. Тот прямо-таки зашёл с козырей, решив упомянуть всуе имя, непопулярное у непосредственного начальства. Дескать, вот «Всеволод Борисович Степаницкий остро не поддерживает» идею «обрезания» границ ООПТ, а он, Бородин, остро поддерживает! Прямо как лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский (когда ему сообщили, что Евтушенко выступает против колхозов, то он парировал: «Если Евтушенко против колхозов, тогда я – за»). Но – выглядел убедительно, прогиб засчитан. «И будет помнить вся Россия про день Бородина».
Слава Богу, наконец-то за дело взялись настоящие подвижники и радетели. Правда, никого как-то не смутил тот факт, что данная тема уже интенсивно обсуждалась на протяжении двух лет – 2019 и 2020 год. Что обсуждалась она на весьма авторитетных площадках, в том числе – в самой Общественной палате РФ, дважды – в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России, на выездном заседании Комитета по экологии Госдумы, в Комитете по природным ресурсам Госдумы, на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
И эти обсуждения проводились не за наглухо закрытыми дверями, а с привлечением значительного пула экспертов, в том числе представляющих общественные природоохранные организации. И те эксперты, кто категорически не разделял алгоритм (вроде как очевидный) «Резать к чёртовой матери», не блажили, что они против, а приводили аргументы. Многочисленные, детальные, продуманные.
И – результат был: удалось полностью переломить ситуацию, убедить законодателей в необходимости альтернативных решений, не влекущих за собой фрагментации заповедных территорий, изменения их площадей и конфигураций, вывода из юрисдикции нацпарков объектов историко-культурного наследия и культурных ландшафтов. Но при этом – изменить правовые нормы, дающие повод для социальных конфликтов, связанных с действительно дискриминационным положением граждан, проживающих на особо охраняемых территориях.
Конечным же итогом всех этих обсуждений стал Федеральный закон от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений в составе ООПТ).
Правда, в числе участников «круглого стола», проходившем в Сочи, как-то не обнаружилось тех, кто принимал участие в вышеперечисленных обсуждениях 2019-2020 гг. Да и все высказанные в прошлые годы аргументы экспертов – нынешним участникам были побоку (хотя видно, что с ними никто и не удосужился ознакомиться).
В-четвёртых, ключевой докладчик был не абы кто, а директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России Ирина Маканова. И было директором доверительно (а как иначе, чужие-то здесь не ходят) озвучено: поставлена перед ними важная государственная задача, в рамках которой проведена большая работа по подготовке законопроекта, который смог бы «урегулировать вопросы», в том числе «в отношении границ ООПТ, земельных участков и так далее» (ну, ясен перец, «резать к чёртовой матери»). И – сформулирована актуальнейшая проблема:
«Вот в этой части нам нужна будет ваша помощь и поддержка, потому что на самом деле дальнейшая судьба этого законопроекта как бы с вопросом. Если вдруг он станет сейчас публичным – НАС ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПОРВЁТ»!
Вдумаемся ещё раз – это в связи с чем опасение объявляется? Это оно объявляется в связи со страшной угрозой – не ровен час природоохранная общественность узнает про подготовку законопроекта, влекущего системные последствия для нашего заповедного дела.
Это где озвучивается угроза в случае информирования общественности? Это озвучивается на мероприятии Общественной палаты Российской Федерации!
Кстати – насчёт Дениса. Промах организаторов подпольного «круглого стола» в одном – не читали они в детстве «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Во всяком случае тот, где доходчиво излагалась простая истина – «Тайное всегда становится явным».
30 января 2023 от Всеволод Степаницкий, сопредседатель МОО «Экспертный совет по заповедному делу»
No responses yet