Дачная амнистия, создающая для непосвященных иллюзию благополучия садоводов-любителей Крыма, на деле обеспечивает последним полярно противоположный результат. Став новым регионом России, Крым оказался в двояком положении: с одной стороны, полуостров — площадка для применения новейших технологий и проектов, с другой — глубинка, где есть место самоуправству. Что возьмет верх: государственная установка сделать Крым процветающим регионом России или местечковая ментальность, привязанная к рвачеству под себя, — вопрос, ответ на который придется ждать не один год. Пресловутый переходный период затягивается на неопределенный срок. 

Согласно информации, предоставленной крымским Союзом садоводческих объединений, в республике официально оформлено 845 садоводческих объединений. Вообще же деятельность осуществляют порядка 1200 объединений — многие не успели оформиться в утвержденном законодательством порядке. Как следствие: всего 15 процентов садоводческих обществ Крыма сумели получить постановления об утверждении проектов межевания территорий. Те самые, без которых садоводы-любители не могут воспользоваться правом на упрощенный порядок оформления в собственность участков и строений на них. Чтобы оценить масштаб проблемы, приведем одну-единственную цифру: в садовых товариществах республики насчитывается порядка 200 тысяч садоводов — физических лиц. 

Решением исполкома или облисполкома у совхозов и колхозов изымались земли, которые выделялись трудовым коллективам предприятий. Те, в свою очередь, распределяли участки по спискам, в которые включались лица, имеющие право на участок. Разумеется, под раздачу не шли элитные земли, способные приносить неслыханные урожаи садовых культур — у совхозов и колхозов изымались бросовые земли: пастбища, овраги, заброшенные свалки. Людям приходилось завозить по 40-50 КАМАЗов чернозема, чтобы обеспечить себе возможность заниматься садоводством. 

К большому сожалению, сейчас все старания могут оказаться напрасными. Вездесущих застройщиков не волнует судьба садоводов: их привлекает географическое положение и наличие коммуникаций. Знакомая схема, по которой в Крыму расползается вся точечная застройка. 

На сегодняшний день все существующие в Крыму садоводческие общества подразделяются на две формы ведения деятельности — садоводческое некоммерческое товарищество и садоводческий потребительский кооператив. 

Был период, когда налоговая служба разъясняла, что садоводческие объединения могут создаваться в форме товариществ собственников недвижимости. Сейчас, по разъяснению Министерства имущественных и земельных отношений РК, эти организационные и правовые формы не могут дооформить земельные участки в упрощенном порядке. Садоводам приходится переорганизовываться заново. Они не успели оформиться в отведенный на это срокбыл отведен очень маленький промежуток времени — всего девять месяцев, с учетом продления сроков. Многие председатели просто не успели в него уложиться. 

Как выяснилось, в бытность Украины садоводы не имели каких-либо обязательств по оформлению участков. Конечно, находились смекалистые граждане, которые добивались межевания своих участков в индивидуальном порядке. Сейчас они находятся в более выгодном положении, нежели соседи, не посчитавшие нужным оформлять свои владения. Правда, установка границ участков при Украине проходила без согласования с соседями, что сейчас оборачивается наложением этих самых участков. 

Получив права на выделенный под садоводство при Союзе участок, или в результате сделки купли-продажи, или по наследству, — новые хозяева годами ждали сессии по отмене прав на собственность прежнего хозяина. Процесс шел вяло, и к быстрому оформлению участков после вхождения Крыма в состав России большинство их владельцев просто не были готовы. 

Как выглядит механизм «амнистирования» права собственности на садовый участок. Прежде всего, общество садоводов-любителей должно легализоваться — стать юридическим лицом. Затем легализованное общество изготавливает проект межевания территорий. 

Помимо всего прочего, председатель общества должен провести дополнительные согласования в «Крымэнерго», «Крымгазе», в водоканале. И если «Крымгаз» согласовывает вопрос после уплаты на его счет 750 рублей, то «Крымэнерго» требует от садоводов выделения за счет их участков охранных зон для оборудования. Следующий шаг делают садоводы — физические лица: они заказывают межевые планы на свои участки. Итогом работ привлеченного для них кадастрового инженера становится диск с информацией, который передается в городскую администрацию. 

Далее муниципалы передают сведения об участке в Госкомрегистр и регистрируют участок на себя. Затем заявителю нужно правдами и неправдами узнать кадастровый номер своего участка, который официально не доводится до сведения, после чего подать заявление по особой форме о передаче участка в собственность. Общий механизм упрощенного оформления права на собственность имеет не только витиеватую схему, но и серьезные помехи на пути ее применения. Поскольку легализация садоводческих объединений началась без компетентных разъяснений — фактически вслепую, многие председатели обществ стали жертвами обмана. Девять месяцев, отведенных обществам на оформление в качестве юрлиц, обернулись большими доходами для кадастровых инженеров. Специалисты от кадастра приезжали в Крым с материка и за хорошие деньги выполняли проектные работы. Цена услуги исчислялась сотнями тысяч рублей, собранных с членов обществ, а документ, выдаваемый «варягами», не имеет на сегодняшний день никакой юридической силы – кадастровый инженер не имеет права на проведение проектных работ. Он может только составить межевой план, технический план по зданию и составить акт обследования разрушенного объекта не движимого имущества. 

Как правило, кадастровые инженеры не берутся за работу по межеванию одного участка. Они принимают коллективные заявки от садоводов, договариваясь о выгодной для всех сторон цене. Плата за межевой план одного участка может составлять и 15, и 20 тысяч рублей. Бывает, конечно, что план стоит меньше 7 тысяч. Требует денег и составление заявлений по особой форме, и услуги юриста, без которых попасть под дачную амнистию практически невозможно. 

Крымские садовые объединения сейчас работают на основании Федерального закона № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Если ранее в постоянное пользование гражданам, либо садовым объединениям, либо организациям, которыми были созданы садоводческие объединения, были предоставлены садовые участки, они обладают правом на завершение оформления собственности по упрощенной процедуре. 

Чем садоводы-любители так неугодны крымским чиновникам? Ничего личного — просто земли, на которых разместились их сады, из неугодий перешли в угодья. 

При Украине налоговая инспекция перевела земли садоводов сначала в пашни и многолетние насаждения, а затем, с подачи Юлии Тимошенко, они и вовсе стали землями сельхозназначения. Это означает, что их можно использовать для выращивания сельскохозяйственной продукции в масштабе республики. 

Однако, как убеждено руководство Крымского союза садоводческих объединений, коллективным садам уготовлена отнюдь не сельскохозяйственная участь. Это в прежние времена они ютились в оврагах на отдалении от городов. Сейчас в большинстве случаев речь идет об удобных участках с развитой инфраструктурой. Как говорится, бери и застраивай. Согласно законодательной норме, межевание участков должно быть закончено в срок до 1 января 2019 года — до вступления в силу Федерального закона № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Только при выполнении этого условия садоводы получают возможность оформить собственность в упрощенном порядке. В случаях, когда срок будет нарушен, а также для объединений, которые ранее не успели легализоваться за девять месяцев и оформились как вновь созданные, правила игры меняются. Участки нельзя будет оформить в собственность по амнистии. Их можно будет либо выкупить, правда без проведения торгов, либо взять в аренду на пять лет с дальнейшим ее продлением. 

По кадастровой оценке на 1 декабря 2016 года минимальная стоимость одного квадратного метра садового участка составляет семьсот рублей. Размер участков может составлять от трех до шести соток. Стоимость года аренды — десять процентов от кадастровой оценки. 

Помимо этого на плечи садоводов-любителей лягут и другие расходы: членские и целевые взносы, предусмотренные новым законом. Предусмотрено новым законом и очередное переоформление садоводческих обществ, поскольку он отменяет садоводческие потребительские кооперативы. Легитимными станут только садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Мало кто из садоводов-любителей порадуется очередному витку хождения по кабинетам чиновников и оплате юридических услуг. 

На большинстве садовых участков построены дома. И если дом не оформлен документально, то он и не дом вовсе, а сложенный в определенном порядке строительный материалЕго оценят, как использованный материал и возместят в соответствующем размере. 

Земля в Крыму всегда была ценностью. Сейчас, когда полуостров вернулся в состав большой и богатой страны, ставки возросли. Благосостояние граждан — резидентов России — позволяет делать вложения в крымскую недвижимость. Отсюда массовая застройка крымских городов и побережья. Недвижимый товар неизменно находит покупателя, отчего спрос на него не падает, а только растет. Даже в бытность Украины россияне не упускали возможности обзавестись недвижимостью в Крыму. Самый яркий пример — несостоявшийся город атомщиков Щелкино. Близость к Краснодарскому краю обеспечивала местным жителям возможность выгодно сдавать или продавать жилье-вторичку. Сейчас, когда повсеместно льют из бетона многоэтажки с заявленной элитностью, цена вопроса купли-продажи квартир возросла в разы. Любыми путями застройщики прорываются к кормушке, не считаясь ни с чем на своем пути. Именно поэтому едва не прекратил свое существование массив коллективных садов «Степной», расположенный в Феодосии, не может добиться легализации массив «Сельский строитель» в Каменке. Ситуация выглядит как откровенный произвол, чинимый в интересах группки заинтересованных лиц. В отличие от сроков, выставленных садоводам-любителям, он не регулируется никакими законодательными актами. Но если не оценить ситуацию со всеми вытекающими последствиями, на том же садоводческом вопросе можно получить грандиозный социальный взрыв. Слишком высоки ставки на крымскую землю, и это понимают не только коммерсанты, стригущие с нее купоны. 

Подготовлено на основе материалов СМИ Республики Крым 

Tags

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *