19 лет назад на проекте «Центра традиционного развития» и исторической реконструкции битвы князя Игоря с половцами появилась резолюция чиновника «Бред!». А этот «бред» полностью преобразил жизнь хутора Погорелова и его жителей.
Когда мужики плачут
(Серия первая)
За двадцать лет Россия потеряла 34 тысячи хуторов и деревень. В эту печальную статистику мог бы войти и хутор Погорелов Белокалитвинского района. Несмотря на почтенный возраст – 260 лет, даже на карте района хутора не было. Но однажды его жители решили спасти свою малую родину. Что и как было – запечатлела видеокамера: и разрушающиеся брошенные дома, и подвесной мост через речку, по которому разве что ползком перебраться можно было. И главное – отчаяние людей, которые изменить ничего не могли…
Целый фильм об этом сняли в 2000 году журналисты «Дон-ТР». Смотрели его в зале на празднике, посвященном 20-летию Комитета территориального общественного самоуправления хутора Погорелов. Смотрели с таким интересом, словно – в первый раз. А ведь знают практически наизусть.
Вот кадры, где шахтер Александр Устенко, 30 лет день в день проработавший на местной шахте, добывая за смену 7 тонн и еще 300 килограммов одного из лучших в стране угля, говорит:
– Два с половиной километра до шахты пешком и обратно. За это время как раз можно было раза два земной шар обойти. А я вот здесь остался… Да разве же я думал, что мы так будем жить…
– Сейчас плакать будет, – слышу тихий шепот слева. У соседки по щекам текут слезы. И не у нее одной… Тогда в хутор пришла разруха – шахта закрылась, люди остались без работы.
– К тому времени я уже лет 6 лет возглавлял комитет по молодежной политике администрации Ростова-на-Дону, приезжал к своим в Погорелов и видел, что дело идет к концу, – вспоминает Василий Лукьянов, бессменный председатель КТОС. – И тогда родилась идея, как спасти хутор с интересной историей, привязав его к вполне реальным историческим событиям и тому самому героическому эпосу, который всем знаком со школьной парты. Собрались в доме отца старожилы хутора, молодых позвали, я показал им документы – положение о комитетах территориального общественного самоуправления, какие у них права, возможности, обязанности. И все решили, что именно КТОС – наш спасательный круг, тот самый шанс, который грех не использовать. Готовились к мероприятию полгода – все продумали: программу, с чего начинать, кто за что отвечать будет, как и чем народ стимулировать, чтобы поначалу хутор в порядок привести, потом – за его переустройство взяться, а там и исторический комплекс построить, мероприятие проводить, на которое народ со всей страны, да и из-за рубежа потянется. Главное, людей зацепить, чтобы в душе каждого взыграли гордость за свою землю и обида – за то, что с ней произошло.
Председатель КТОС хутора Погорелова Василий ЛУКЬЯНОВ уверен: «Общественное самоуправление — тот мощный рычаг, с помощью которого можно возродить депрессивные сельские территории».
Тогда первые ктосовцы раскопали историю хутора – кто жил, сколько народу здесь было, чем занимались. Оказалось, что на те же 108 дворов в Погорелове до революции было более 300 мужчин и более 400 женщин. А сегодня всего 400 человек. И ни детского сада, ни храма, ни клуба, ни водопроводной воды, ни газа, ни уличного освещения.
– Все будет, – пообещал тогда землякам Лукьянов. – Что власть не даст – сами сделаем.
Чиновник, к которому Лукьянов обратился за поддержкой проекта: воссоздать на берегу реки Калитвы битву русского войска новгород-северского князя Игоря с половцами в 1185 году (описанную в «Слове о полку Игореве», состоявшуюся по одной из версий именно в этих местах), чтобы хутор сохранить, на бумагах проекта поставил резолюцию «Бред!». Но Василия Васильевича это не обескуражило.
Первые радости, общие победы
(Серия вторая)
Сход хуторян назначили на 6 февраля 1999 года. Злые языки говорили: никто не придет, разве что пара местных пьяниц. А зал был полон. Батюшка молебен отслужил, благословил мероприятие. На нем выбрали членов комитета, председателя. Утвердили план действий. И засучили рукава…
Начали с наведения порядка. Объявили конкурс на «Лучшее подворье», целый год активисты оценивали, что народ у себя дома делает, как красоту наводит. А параллельно воскресники-субботники проводили: вычистили берег реки Калитвы – исторической Каялы, на котором была свалка. По хутору убрали развалины старых брошенных домов. Тут не все просто – надо было искать собственников, или признавать помещения бесхозяйными. Но и этот этап прошли благополучно. Если кратко, то там, где был овраг глубокий, – стоит храм, где была свалка – набережная и пляж. В центре вместо развалин – парковки для машин многочисленных гостей – 10 штук! А еще парк, в котором потрудились все, кто хотел о себе в Погорелове память оставить. В парке растут 456 деревьев и кустарников 54 видов! Установлен памятник Бояну, памятный знак погибшим подпольщикам – фашисты казнили на лобном месте пятерых хуторян. А Каяльские чтения теперь широко известны и собирают на берегу Калитвы от 10 тысяч зрителей и участников – реконструкторов, туристов, любителей истории.
Большая часть когда-то задуманного исполнена. Идея сплотила людей, привлекла попечителей, которые захотели внести свою лепту в такое масштабное и важное не только для маленького хутора – для истории России дело. Отметились в Погорелове объединения – Союз казаков России, донских, запорожских казаков, московское землячество жителей Дона. Кстати, одним из попечителей еще за восемь лет до своего назначения губернатором области стал Василий Голубев – тогда глава Ленинского района Московской области. В хуторе 17 раз проводились международные Каяльские чтения, сохранена школа, открыты детский сад, приход, к финалу идет строительство храма, и в нем уже проведена служба. Пять лет назад в хутор пришел газ. В ближайшей перспективе будет и водопровод, ремонтируются дороги, ликвидированы свалки. Работа идет при активной поддержке правительства области, районной и поселенческой власти. Изменился не только внешний вид хутора – появились крепостные стены, валы, парк. Изменился менталитет хуторян, поднялась их самооценка. Отток молодежи удалось остановить: в школе было 29 учеников, стало 41. И присвоено учебному заведению имя уроженца хутора академика Валентина Какичева. А хуторским улицам дали имена основателя хутора Сергея Саринова и хозяйки мельницы Меланьи Ефремовой. Начали в хуторе строить дома люди среднего возраста. В прошлом году появилось шесть новостроек! А самое главное – общественное самоуправление научилось вести диалог со всеми структурами, которые так или иначе помогают развивать территорию.
«Запишите меня в погореловцы!»
(Серия третья)
Отмечали 20-летие создания КТОС хутора Погорелов основательно и с размахом: собрались не только свои, соседи, уроженцы Погорелова, но и гости из столицы прибыли, из Украины, Союз белорусов Дона, которые тоже свою лепту в дело его возрождения в разное время внесли. Сколько грамот в тот день было вручено, почетных знаков, памятных подарков!
Прямо на юбилейном мероприятии на глазах у публики состоялось утверждение перспективного плана развития хутора на 3 года. Предстоит воплотить в жизнь очередной этап проекта-модели развития территории «Социально-этнического центра «Игорево поле». Программу действий из 25 пунктов предварительно обсуждали на сходах граждан, за каждым пунктом закрепили ответственных исполнителей.
Разводящие сети водопровода профинансируют правительство Ростовской области и администрация района. Восстановление обводящих каналов взяло на себя СПК «Крутинский». Строительство ангара для хранения имущества социально-этнического центра – АПК «Победа» хутора Насонтова. Завершение строительства храма – за попечительским советом и хуторянами.
Такие таблички – наглядные результаты проделанной работы – комитетчики на время праздника расставили по всему хутору Погорелову: «Было: разрушенный дом. Стало: парковка». «Было: свалка. Стало: набережная».
За установку знака Ярославне берется национально-культурная автономия украинцев Дона, чертежи подготовит ДГТУ. Ограждение обелиска павшим подпольщикам – за НКО «Правозащитник» города Белая Калитва. Установит знак-символ «Дорога к покаянию» ООО «Альтернатива» из поселка Сосны. Макеты, рассказывающие о том, как «Слово о полку Игореве» повлияло на воспитание патриотизма в России, берется установить АО «Аллюминий Металлург Рус», город мастеров – за министерством сельского хозяйства и продовольствия, районной и поселенческой администрацией.
Оснащение культурно-просветительского центра Кирилла Туровского при местном ДК – за Союзом белорусов Дона, музеями Белоруссии, в том числе и краеведческим музеем города Турова.
– Я родился в Белоруссии, но Погорелов считаю своей малой родиной, потому что меня сроднила с ним и наша общая история, и все, что мы вместе для этого хутора сделали, – сказал председатель союза белорусов Дона Владимир Банцевич. – Поэтому прошу записать меня в погореловцы!
Свою лепту внесет и палата ТОС Ассоциации муниципальных образований Ростовской области: въездной знак в хутор. Ремонт 800 метров дороги за депутатом ЗС Александром Михалевым. Новые окна и обустройство школьной столовой – за главой района. Порадовавшись такому единению попечителей, глава администрации района Ольга Мельникова не удержалась от комментария:
– Василия Васильевича я хвалить не люблю и делаю это крайне редко, – призналась она. – Но как без его участия сложилась бы судьба Погорелова и его жителей – большой вопрос. Да, хутор – маленький. Но он живет своей полноценной жизнью, люди видят, как все меняется. Заканчивается одно дело, а уже на руках новые планы: в городе мастеров можно будет обучиться народным ремеслам. Хутору уже сегодня как воздух необходим гостевой двор – тогда сюда люди смогут приезжать в любое время года. И все это обязательно будет. Большая и самая трудная часть работы уже сделана: люди убедились – каждая здравая идея становится реальностью.
…А мне «по секрету» Лукьянов рассказал, что не будет никакого трехлетнего плана.
– Все надо сделать за два года! Люди хотят жить здесь и сейчас.
P.S. Когда материал уже готовился к печати, мы узнали, что в Погорелове на 1 марта назначен сход граждан, на котором люди обсудят идею ежемесячного самообложения каждого подворья с целью сбора средств на завершение строительства храма. А все премии, которые получили на празднике ктосовцы, они уже передали в его фонд.
No responses yet