В 2018 году президент Путин поставил задачу удвоить выручку от продажи продовольствия, с 21 до 45 млрд долларов к 2024 г. (это немало. Для сравнения — объем экспорта продукции военного назначения в 2019 году составил 15,2 млрд). Эксперты ООН отмечают – спрос на еду до 2050 г. будет только расти. Мировое производство еды не успевает за потреблением. Итак, какими же продуктами мы будем кормить мир? Я перечислю основные категории в порядке их денежного потенциала.

 
Фото Юрий Смитюк/ТАСС.
 
Фото Юрий Смитюк/ТАСС.
 

Зерновые

(в первую очередь пшеница). Сегодня доходы от продажи зерна составляет около 45% от всего агроэкспорта, если мерить в долларах. С одной стороны, это здорово, с другой — не совсем правильно. По сути, зерно остается сырьём, таким же как углеводороды. За рубежом из него делают из него муку, хлебопродукты, кормят скот и производят мясо/молочку, то есть продукты с высокой добавочной стоимостью. Пробиться со своим мясом и молоком на мировых рынках непросто, поэтому задача на ближайшее десятилетие — наладить экспорт если не готовой продукции, то хотя бы хлебных «полуфабрикатов»: продавать не зерно, а муку, отруби, крахмалы, аминокислоты (экстрадированные из зерна), патоку и так далее. Спрос на это есть, и большой. Но, так или иначе, в ближайшее десятилетие зерно останется нашим главным товаром в агроэкспорте.

 
Уборка озимой пшеницы в Краснодарском крае. Фото Виталий Тимкив ТАСС
 
Уборка озимой пшеницы в Краснодарском крае. Фото Виталий Тимкив ТАСС

И еще. Мы должны действовать более грамотно. В 2017/2018 сельхозгоду Россия вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы, обогнав США. Правда заключается в том, что американцы сознательно сократили производство пшеницы, потому что несколько сезонов выращивать кукурузу было выгоднее. Вот и нам нужно включать голову и думать о прибыльности, а не бездумно наращивать массу.

Рыба и морепродукты

 
Весенний лов корюшки на Ладожском озере, Ленинградская область. Фото Петр Ковалев/ТАСС.
 
Весенний лов корюшки на Ладожском озере, Ленинградская область. Фото Петр Ковалев/ТАСС.

Россия омывается водами 12 морей (три океана) — огромное конкурентное преимущество. К сожалению, сегодня это достаточно монополизированная и криминальная сфера. Именно поэтому морские деликатесы в нашей стране такие дорогие, особенно в европейской части. Росрыболовство наводит порядок в этой сфере. Строятся корабли, к рынку допускается все больше игроков, растет господдержка для тех, кто хочет работать в отрасли. Кроме того, сейчас в России активно развивается аквакультура, разведение товарной рыбы в прудах. К 2030 году ее производство может достичь 700 тысяч тонн, говорил глава Росрыболовства Илья Шестаков. И все равно это будет лишь около 20% от вылова. Есть куда расти. Китайцы практически каждую свободную лужу засаживают рыбой и за счет интенсивного кормления добиваются фантастических результатов. У нас же за счет обилия пресноводных водоемов можно делать не только много рыбы, но – главное — без применения ядовитой химии. Это будет экологически чистая рыба.

 
Устричная ферма в Крыму. Фото Алексей Павлишак/ТАСС
 
Устричная ферма в Крыму. Фото Алексей Павлишак/ТАСС

Активно развивается у нас и марикультура. Креветки, мидии и прочие «морские гады» с Крыма и Кубани уже сегодня продаются по всей стране, а скоро пойдут и на экспорт.

Растительные масла

Мы занимаем большую долю на рынке подсолнечного масла и, как говорят в Масложировом Союзе России, нас есть огромный резерв для того чтобы увеличить посевные площади под эту культуру, а также резко повысить её урожайность. Подсолнечник — одна из самых выгодных культур для аграриев.

 
Производство подсолнечного масла в Ростове-на-Дону. Фото Валерий Матыцин/ТАСС
 
Производство подсолнечного масла в Ростове-на-Дону. Фото Валерий Матыцин/ТАСС

Но, на мой взгляд, не меньший потенциал скрыт в альтернативных масличных культурах. У нас уже сегодня выращивают рапс, лен и сафлор, масло которого активно используется в фармакологии и медицине.

А есть целый ряд других малоизвестных масличных культур, которые могут дать колоссальную прибыль в валюте. Я в 2018 году лично был на выступлении Советника по торгово-экономическим вопросам посольства Китайской Народной республики Чжао Цюань, которая буквально умоляла российских производителей заняться производством нетрадиционных растительных масел для Китая. Она рекомендовала россиянам помимо традиционного подсолнечного масла, разрабатывать и новые продукты (масло камелий, ореховое и льняное масло, даже масло из риса, пиона, кленовое масло и так далее). С 2018 года рынок вырос еще больше, дефицит стал острее. И только наша собственная деловая инертность мешает нам агрессивно занимать эту нишу в КНР.

 
Россия может производить масла из дюжины различных сельхозкультур для мирового рынка. Фото iStock
 
Россия может производить масла из дюжины различных сельхозкультур для мирового рынка. Фото iStock

Мясо и молочка

Как сказал выше, экспорт мясной и молочной продукции затруднен из-за высокой конкуренции на мировом рынке. Да мы ещё и свою страну далеко не накормили этими продуктами, что там говорить про экспорт. Однако фундаментально у нас есть все предпосылки сотворить чудо. У нас огромные незанятые экологически чистые пастбища, избыток пресной воды и так далее. Сложнее с производством говядины и молока, — потому что там длинные производственные циклы, а у нас дорогие кредиты. Зато производство птицы и свинины уже бьет все рекорды. По ним мы достигли предела собственного насыщения, и теперь наращиваем экспорт.

 
Изготовление сыра по французской технологии в Липецкой области Александр Рюмин ТАСС.
 
Изготовление сыра по французской технологии в Липецкой области Александр Рюмин ТАСС.

Живой пример. В 2018 году шейх Бахрейна прилетал в Ростовскую область. Он хотел подписать контракт на поставку охлаждённый индейки. Сейчас страны Залива в основном покупают американскую замороженную курятину. Наша продукция гораздо дороже, но арабы могут себе ее позволить. Планировалось, что свежий охлажденный продукт будет самолетами за 4 часа поставляться из Ростова-на-дону в Бахрейн в огромный складской пул, а оттуда уже расходиться по соседним арабским странам. Договор уже был подписан, однако, к сожалению, предприятие подцепило птичий грипп, не справилось с кредитами и обанкротилась. В этом году его реанимировали, и я надеюсь, что планы по завоеванию арабского рынка будут реализованы.

К слову, потенциал Кавказа и Татарстана по производству мировой халяльной продукции тоже огромен.

 
Производство халяльной колбасы в Гурдермесе, Чеченская республика. Фото Елена Афонина/ТАСС
 
Производство халяльной колбасы в Гурдермесе, Чеченская республика. Фото Елена Афонина/ТАСС

Алкоголь

В России сейчас настоящий бум виноделия. Производить так называемый массмаркет у нас невыгодно. А вот автохтоны (сорта, которые растут только на определенной территории) — это эксклюзив. Пресыщенные ценители ищут такие вина по всему миру и готовы платить за них хорошие деньги. Например, некоторые донские автохтоны из таких сортов как красностоп золотовский или цимлянский черный уже сегодня продаются в ЕС по 30 — 40 евро и раскупаются влет.

 
Уборка урожая на винограднике в Краснодарском крае. Фото Александр Рюмин/ТАСС
 
Уборка урожая на винограднике в Краснодарском крае. Фото Александр Рюмин/ТАСС

И еще слова не сказал про растущий экспорт сахара, кондитерских изделий и так далее. Всего в рамках одной статьи просто не перечислить!

Нас не любят западные партнеры? Ну и ладно. В мире есть огромное количество стран с большим населением и растущими экономиками. Индонезия (с населением 268 млн человек), Филиппины (107 млн), Вьетнам (96 млн), Малайзия и другие страны в Азии. Нигерия (196 млн), Эфиопия (109 млн), Египет (98 млн) и целый ряд других стран в Африке. И так далее. Это все наши будущие клиенты.

 
Мировая агродержава: Чем Россия накормит планету в XXI веке?
 

Главное угроза — это наша собственная безалаберность. И коррупция. Если вывозить продовольствие позволят только «избранным» компаниям, снизится конкурентная борьба между производителями, и мы не сможем реализовать свой потенциал. Однако если правительство РФ намерено добиться поставленных целей, мы можем сделать гораздо больше, чем заложено в Стратегии развития сельского хозяйства, в этом у меня давно нет сомнений.

С уважением, А.Н. Гавриленко, учредитель Национального аграрного агентства.

  • PS А какие у вас есть мысли на этот счет? Способны мы кормить мир? Какие продукты я незаслуженного обошел вниманием? Или, может быть, где-то есть уникальные маленькие производства, о которых должна знать страна?

Источник AGRO WORLD

Tags

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *