Потребительские кооперативы, в том числе потребительские общества, являются некоммерческими организациями согласно действующему законодательству (ст.50 и ст. 123.2 ГК РФ). Каждая некоммерческая организация в своей деятельности зависит от своих провозглашенных целей. Из всех некоммерческих организаций, исходя из действующего законодательства и сложившейся системы потребкооперации в России (с 1831 года непрерывной работы), потребительское общество имеет самый широкий спектр целей:
— удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков;
— оказание бытовых и производственных услуг пайщикам;
— и прочее.
Цели деятельности потребительского общества, кроме Устава, определяются и конкретизируются в различных внутренних регламентирующих документах, утвержденных Общим собранием, таких как Положения о собрании, Правлении, фондах, формировании и расходовании средств и прочих, являющихся неотъемлемой частью целостного документооборота потребительского общества.
Потребительское общество не имеет учредителей в общепринятых юридических и экономических понятиях. Потребительское общество регистрируется в государственных налоговых органах группой пайщиков-заявителей, которые отличаются от последующих пайщиков только тем, что участвовали в создании юридического лица и являются пайщиками на основании протокола собрания №1, а все другие вступают в общество на основании заявлений о вступлении. При этом все пайщики, не зависимо от их взносов имеют один голос. Доходы и имущество в обществе не распределяются по долям между пайщиками. Сами пайщики позиционируются как потребители, поставщики, инвесторы и работники в зависимости их целей участия в потребительском обществе.
Деятельность потребительского общества направлена на удовлетворение социальных потребностей широкого круга членов (пайщиков) Общества – физических и юридических лиц. При этом учитывается принципиальное положение Федерального закона №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – закон о потребкооперации): «Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку».
При взаимодействии с потребительскими обществами государственные и муниципальные структуры используют положение ст.3 закона о потребкооперации: «Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями».
Одним из отличительных качеств потребительских кооперативов от других некоммерческих организаций является то, что в потребительских кооперативах у пайщиков существует обязательственное право по возврату паевого взноса. Потребительское общество консолидирует взносы пайщиков, в том числе их паевые взносы, которые являются возвратными. В счет возврата паевых взносов потребительское общество организует и оплачивает для пайщиков и членов их семей получение услуг и товаров. Часть взносов пайщиков общества являются членскими, которые расходуются на общеполезные цели в интересах всех пайщиков, в том числе на содержание и благоустройство территорий и улучшения имущества безотносительно к его принадлежности по праву собственности. Исходя из этого, потребительское общество может дофинансировать содержание и улучшение федерального и муниципального имущества, находящегося на управляемой им территории.
Следует исполнять некоторые снижающие риски рекомендации:
· потребительское общество в силу некоммерческой сути не должно являться активным налогоплательщиком;
· его деятельность следует контролировать государственными и муниципальными структурами, через участие в высших органах управления потребительским обществом;
· в обществе должны использоваться хозяйственная модель и документооборот, прошедшие апробацию в других обществах.
К вопросу об участии государственных и муниципальных структур и их руководителей в высших органах управления потребительским обществом требуется пояснить, что осуществление обязанностей Председателя Совета, члена Совета, Председателя ревизионной комиссии и просто пайщика потребительского общества происходит на не платной основе, а также участие в коллегиальном органе некоммерческой организации не противоречит пункту 2 статьи 21 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Ко всему изложенному следует добавить о перспективах развития отношений государства и субъектов предпринимательства, а именно малого и среднего предпринимательства к которым отнесены и потребительские кооперативы согласно статье 4 ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 26.07.2007 г. В положениях о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (статьи 10, 13, 15, 17, 18 и пр.) определены формы их поддержки со стороны государственных органов, в частности в пункте 1 статьи 18 указано: «1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных
участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению».
Авторский коллектив разработчиков программы
No responses yet