Садоводческие товарищества в Первомайском районе Ростова-на-Дону бьют тревогу: в соответствии с генеральным планом развития города здесь изменены зоны разрешенного использования земель – с малоэтажной жилой застройки на коммерческую и общественно-деловую.
Страсти в оазисе тишины
В конце апреля нынешнего года садоводы семи товариществ, расположенных на восточной окраине Ростова-на-Дону, – СНТ «Аксаец», «Природа», «Светоч», «Гарант», ДНТ «РСМ Рассвет», «Ростовское», «Березка» – узнали о том, что их земли решением Ростовской-на-Дону городской думы переведены из зоны малоэтажной жилой застройки – в зону коммерческой застройки.
…Здесь действительно легко дышится, поют птицы, хотя совсем рядом – улица Вятская с интенсивным движением.
На конечной остановке третьего автобусного маршрута «Лесничество» высаживаются школьники, студенты, молодые женщины с ребятишками. Тут же по пешеходным дорожкам малышня гоняет на самокатах и велосипедах.
– Это – экологически чистая зона. В каждом садоводстве – тысячи деревьев. Около моего участка и нескольких соседних прочищен захламленный когда-то ручей. Теперь он – живой, как крошечная речушка. Утки по его берегам гнездятся. Мы туда малька выпустили, так что скоро и рыбка будет плескаться. Такие зоны – легкие Ростова и идеальное место для жизни: спокойствие, тишина, которую нарушают только дети, – говорит председатель «Ростовского» Лариса ЗАГОРУЙ. – Какая же может быть в этом месте коммерческая застройка?
Председатель СНТ «Ростовское» Лариса ЗАГОРУЙ получила обнадеживающий ответ из администрации города: зону можно менять, внеся изменения в генплан города. Это – в теории. Как все сложится в жизни?..
У самого въезда в товарищество «Ростовское» нас уже ждали люди, чтобы привести свои аргументы против перехода из одной зоны в другую.
Историю создания товариществ на этой территории хорошо помнит старожил «Ростовского» Владимир Бабанов, он в свое время был его председателем. Землю отдали под сады рабочим Ростсельмаша в середине 50-х годов прошлого века. До этого сюда вывозили отходы промышленных предприятий, свалка здесь была. И люди превратили свалку в картинку, которой только любоваться. За свой счет электрические сети реконструировали. Почти шесть миллионов собственных средств вложили в новый водовод. Накатали отличные дороги.
– Ни одного бюджетного рубля в инфраструктуру садоводства не вложено, – подчеркнул Владимир Васильевич.
Надежда Волощенко живет в садах уже 34 года. Дом в садоводстве и сад – островок семейной безопасности. Надежда Алексеевна, как и большинство, кто здесь обосновался, сегодня недоумевает: «Почему я должна сидеть, как на пороховой бочке, и ждать, какая судьба постигнет наше садоводство? Кто купит дом по соседству и что там будет – баня, ресторан или кафе? И нам куда деваться?»
Все знают схему выживания неугодных соседей: сначала выкупают застройщики один-два дома, потом создают остальным такие условия, что они за копейки продают жилье и уходят…
Влада Крутикова, поселившаяся в садах вместе с мужем и младшим ребенком недавно, очень удивлена тем, что покупала дом в одной зоне, а оказалась – в совсем другой. Люди возмущены тем, что власти Первомайского района не известили даже председателей товариществ об общественных слушаниях, где обсуждался вопрос о зонах разрешенного использования земель, на которых расположены товарищества. Тем более что встречи с председателями и в ноябре, и в декабре прошлого года проводились неоднократно, но о таком важном для людей вопросе не было сказано ни слова. Теперь их же и корят: на сайте районной администрации, на сайте администрации города была вся информация…
Что несет садам коммерческая зона?
Почему в «Ростовском», да и в других садоводствах, так боятся того, что территория станет легко доступна предпринимателям? Да потому, что ужиться с ними садоводам сложно. Некий гражданин в 2008 году, нарушив все градостроительные нормы, возвел на 6 сотках в землеотводе товарищества пятиэтажный жилой дом на 21 квартиру. Почти половину продал. Теперь машинами жильцов многоквартирного дома – а он стоит в центре товарищества – загорожен весь проезд, что создает угрозу пожарной безопасности и проблемы для скорой. А сделать люди с хозяевами квартир ничего не могут. В апреле 2014 года садоводы выиграли суд и получили на руки решение о сносе этого многоквартирного дома. Только застройщик сносить его не собирается. И судебные приставы не смогли почему-то понудить его исполнить решение суда.
Второй печальный пример в «Ростовском» – отель-ресторан в зоне садоводства и развлекательный центр, где люди отдыхают довольно шумно и во внеурочное время.
– У людей, чьи дачи в радиусе 30 метров вокруг них, не только по выходным и праздничным дням, но и по будням, как говорится, ни сна, ни отдыха. У меня по поводу проблем, которые принесли нашим жителям питейно-увеселительное и развлекательное заведения, столько жалоб накопилось! – говорит председатель. – А теперь, выходит, все шумы узаконены.
В товариществе так рассуждают: если два-три застройщика ни с кем не считаются, и суд – никому не указ, то что будет твориться на землях теперь, когда с полным основанием можно будет возводить коммерческие здания и вести соответствующую деятельность?
Кстати, аналогичных примеров немало и в других садоводствах вокруг города, где была изменена зона с малоэтажной жилой застройки на коммерческую.
В соседнем СНТ «Аксаец» народу на встречу с журналистом пришло еще больше – рабочий день закончился. Здесь обосновался в основном народ трудящийся.
Председатель товарищества Нелля Борисовна ХРИСТИНА рассказала, что власти меняют одну зону садоводства на другую уже не впервые.
– В 2009 году мы неожиданно для себя оказались в зоне многоэтажной застройки. Но удалось изменить проект землепользования и застройки с ЗР-2 (многоэтажная застройка) на ЗР-1 (малоэтажная застройка). И это позволило садоводству развиваться. Мы приобрели и установили детскую площадку, камеры видеонаблюдения. Привели в надлежащее состояние водовод, электросети, дороги. Люди среднего возраста и молодежь с удовольствием приобретают здесь жилье: вкладывают в него материнский капитал, берут ипотеку.
Семья Юлии Шевцовой купила дом именно через ипотечное кредитование. И теперь опасается: «Если нас отсюда начнут выселять, или самим придется спасаться бегством от шумного соседства, то компенсации не хватит даже ипотеку заплатить, не то что купить другое жилье».
Куда идти и что делать?
Все вместе приняли решение: добиваться возвращения садоводческим территориям прежнего статуса – малоэтажной жилой застройки. Садоводы обратились в департамент архитектуры администрации города Ростова-на-Дону, чтобы провентилировать возможность «обратного хода». Журналисты «НВ» отправились к юристам городской думы, обрисовали ситуацию, которая сложилась в семи садоводствах на восточной окраине Ростова.
Специалисты были весьма удивлены возмущением садоводов. И пояснили, что по генеральному плану практически вся эта территория – восток города – отнесена к общественно-деловой зоне. Там может быть все, кроме промышленности. Этажность определяется правилами ПЗиЗ – не выше трех этажей. Подчеркнули, что именно благодаря переводу из малоэтажной жилой застройки в деловую зону – ЗР-3 может активно развиваться инфраструктура садоводческих товариществ, которые постепенно становятся, а некоторые стали, частью города. Тем более что территория товариществ ограничена березовой и дубовой рощами – землями лесничества, где земли трогать нельзя, и возводить можно только линейные объекты – типа линии электропередач. И разве плохо иметь у себя под боком парикмахерскую, магазинчик, ателье? Вполне впишется в дачный поселок частная ветклиника, банк, магазин, предприятия общественного питания.
Хорошо-то хорошо, да только проезд по планировочным решениям на этих территориях –не более 3,5 метров. Так что у клиентов коммерческих предприятий так же, как и у аборигенов-садоводов, будут проблемы с проездом. И кто кого выживет с территории? Кто-то из садоводов не привыкнет к переменам и продаст участок коммерсанту. А коготок увяз – пойдет скупка соседних домов. Что же до вырубки деревьев в рощах в угоду коммерческому строительству – тому есть немало примеров. У всех на слуху угодившая под топор Александровская роща.
Но и журналистов в аппарате думы, и инициативную группу садоводов в департаменте архитектуры и градостроительства администрации города успокоили. Мол, не желают люди оставаться в зоне ЗР-3, могут вернуться назад – в зону ЗР-1. И рассказали, что для этого необходимо: какие документы подготовить, какое заявление написать в комиссию, которая этим вопросом занимается – есть и такая. Затем вопрос выносится на общественные слушания по внесению изменений в генплан.
Садоводы все так и сделали. А руководитель рабочей группы по вопросам развития садоводческих товариществ города – директор департамента торговли Константин Тихонов – предложил на очередной встрече с садоводами, где подняли вопрос возвращения из зоны общественно-деловой в зону жилой застройки, создать рабочую группу. Чтобы объединить в ней представителей товариществ, угодивших в чуждую им зону, и решать все проблемы возвращения «домой» конструктивно и с гарантированным результатом.
Будем надеяться, что это случится.
Источник: Наше время
No responses yet