25 апреля 2019 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг
25 апреля 2019 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Слушание дела по жалобе акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» состоялось 14 марта 2019 года.
Справка
Согласно оспоренному положению, собственники объектов электросетевого хозяйства, не являющиеся территориальной сетевой организацией, не вправе препятствовать передаче через их объекты электрической энергии для потребителя и требовать за это оплату.
История вопроса
АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» – собственник объектов электросетевого хозяйства, ранее являлось территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии сторонним организациям. Статуса сетевой организации оно лишилось в 2015 году решением региональной службы по тарифам Нижегородской области ввиду несоответствия критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 №184. В связи с этим контрагенты АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» (гарантирующий поставщик и территориальная сетевая организация) в одностороннем порядке расторгли с ним договоры поставки электроэнергии и оказания услуг по ее передаче. На основании оспоренного положения суды отказались взыскать с гарантирующего поставщика электроэнергии расходы АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», связанные с оказанием услуг по ее передаче потребителям.
Позиция заявителя
Заявитель считает, что оспоренная норма ограничивает право владения и распоряжения принадлежащими ему на праве собственности объектами электросетевого хозяйства. Являясь собственником этих объектов, он не имеет права оказывать услугу по передаче электрической энергии и не может от нее отказаться, неся необоснованные некомпенсируемые расходы, в то время как гарантирующий поставщик получает прибыль, без затрат используя чужие объекты электросетевого хозяйства. Исходя из этого, заявитель просит признать оспоренное нормативное положение не соответствующим статье 8 (часть 1) Конституции РФ.
Позиция Суда
Содержащиеся в Постановлении Правительства РФ требования к территориальным сетевым организациям направлены на сокращение их числа и консолидацию. Целью является повышение эффективности электросетевого комплекса страны, обеспечение надежности и качества энергоснабжения потребителей.
Вместе с тем, нормативное регулирование должно основываться на принципах разумности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям. Необходимо обеспечение баланса имущественных интересов всех участников правоотношений.
Затраты территориальных сетевых организаций на содержание принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства покрываются за счет оплаты стоимости оказанных ими услуг по передаче электрической энергии.
Однако собственники электросетевого хозяйства, утратившие статус сетевой организации, не могут в одностороннем порядке расторгнуть ранее заключенные ими договоры с потребителями или изменить их условия. Они вынуждены самостоятельно оплачивать стоимость потерь электрической энергии, нести расходы по содержанию принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, а также обеспечивать переток электрической энергии в интересах территориальных сетевых организаций, принимая на себя часть имеющих публичное значение функций этих субъектов электроэнергетики.
При этом расходы на переток электроэнергии потребителям, договоры с которыми были заключены ими ранее в статусе территориальной сетевой организации, уже не могут рассматриваться как принятые добровольно.
Поэтому возложение этих затрат исключительно на собственников объектов электросетевого хозяйства не отвечает критериям ограничения конституционных прав граждан, нарушая принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не соответствует Конституции РФ.
Правительству РФ надлежит установить правовой механизм возмещения названных расходов собственникам объектов электросетевого хозяйства.
Судебные решения по делу АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» подлежат пересмотру на основании нового правового регулирования.
Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик КОКОТОВ Александр Николаевич
No responses yet