Колонка эксперта

Руководитель межрегиональной общественной организации «Южный сад» Татьяна Поливанова

Москва. 14 мая 2018 г. | Во время реализации проекта команда нашего проекта столкнулись с рядом как позитивных, так и негативных аспектов. Положительный — решаемая нами проблема оказалась невероятно важной для подавляющего большинства дачников и садоводов. На тех мероприятиях, которые мы провели (а за последние пять месяцев это уже несколько десятков массовых встреч), люди неизменно подходят и умоляют о помощи. Президент и другие федеральные органы власти поставили задачу навести порядок и помочь людям, однако чиновники на местах всячески этому препятствуют. Наша общественная организация, которая разработала уникальный алгоритм решения проблемы быстро и по минимальной стоимости, как кость в горле у чиновников, которые хотят на местах «пилить бюджет» и неправомерно распоряжаться землями. Такая нескоординированность напоминает басню Крылова «Лебедь, рак и щука» и вызывает искреннее недоумение у граждан.
 

Министерство экономического развития РФ не сообщает Президенту достоверную информацию, сколько всего в стране участков и невыделенных долей, какова стоимость работ по 1 участку и   сколько средств (а точнее, сколько бюджетов страны) они рассчитывают потратить на устранение всех реестровых ошибок и внесение отсутствующих сведений (об уже имеющихся правах, возникших до 2001 года) в государственные реестры.

Естественно, в бюджете таких средств нет, и вероятно, что они никогда на эти цели не будут выделяться в масштабах всей РФ. Минэкономики РФ внесло в Устав ФГБУ «Кадастровая палата» новый вид деятельности — «кадастровые работы», и это породило конфликт интересов. Организация устанавливает произвольно стоимость на эти работы (для своей «карманной» организации).

После нашего обращения ведомству указали на недопустимость таких действий (ответ ФАС от 23.03.2018 NoРП/19553-Пр/18).

Мы по принципу  «Помоги себе сам»  предлагаем людям провести комплексные работы по минимально возможным ценам, которые всех устраивают, причем решить эти проблемы без многочисленных судов (мы работаем в рамках согласительных комиссий) и в самые сжатые сроки! Мы уже помогли сотням, если не тысячам людей проводить такие работы, не обременяя бюджет, делая все своевременно и без аврала, но членам нашей команды потребовалось несколько поездок в Москву, чтобы наконец добиться разъяснений министерства (от 05.03.2018 No ОГ-Д23-2030) по вопросу осуществления кадастровых работ одновременно в отношении группы земельных участков, и лишь теперь мы можем формировать все участки землеотвода СНТ в одном или двух кадастровых делах.

На парламентских слушаниях 19 апреля 2018 года «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства» (провел комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию) Т.А. Поливанова поддержала и обосновала инициативу наших астраханских членов с возможностью финансирования этих работ из средств правообладателей, проведение межевания на основании первичных планировочных решений, с внесением данных правообладателей в таблицу. Кроме того, мы указали, что в п.42.3 ФЗ No221 «Комплексные кадастровые работы» заложены абсурдные и противоправные нормы. В частности, сегодня заказчиком работ может являться только муниципалитет. При том что таковым он являться не может, так как не является правообладателем объектов, в сведения о которых вносятся изменения. Так же он не может являться надлежащим истцом. Работы проводятся без ведома правообладателей, и бюджетные средства, если не нарушать конституционные нормы, будут выброшены в никуда. Тем самым создается незаконный прецедент.

Когда чиновники говорят о том, что все будет проводиться за счет бюджетного финансирования, они откровенно лгут. Многие люди, не являясь юристами и не понимая, что это априори невыполнимо, надеются на «чудо». Особо нас шокировало, что такие иждивенческие настроения среди населения пропагандируют некоторые чиновники на местах, Министерство экономического развития РФ и депутаты Государственной Думы, а также так называемый Союз садоводов России. Некоторые из них прямым текстом нам заявляют, что у них есть «близкие к ним» собственные кадастровые межевальные компании, у которых мы, якобы, своим проектом «забираем хлеб». Фактически, они хотят провести эти работы за государственный счёт по сильно завышенным ценам или даже за средства граждан, растянуть их на длительный период продлив тем самым время для «ловли золотой рыбки» с незаконной торговлей землями и посильнее спрятав концы.

Проекты межевания, прописанные в этой статье, не могут изготавливаться на территории, обремененной правами и уже имеющие планировочные решения. Но они звучат в очень интересных для застройщиков муниципалитетах и регионах. При этом исчезают архивы и права самих граждан, документы, подтверждающие передачу федеральных земель из лесного фонда (опушек и мелколесья) в муниципалитеты, для организации коллективного садоводства.

Такая позиция является антигосударственной и преступной, и может повлечь за собой настоящий социальный взрыв.

Как известно, после окончания дачной амнистии, а так с января 2019 года участки с неустановленными границами нельзя будет купить, продать, подарить или передать по наследству, зарегистрировать без разрешения на строительство или ввода в эксплуатацию уже существующие объекты, — а это дорогостоящий суд или снос как самострой. Это будет самый настоящий коллапс всероссийского масштаба.

А проблема с сетями уже сегодня звучит настолько остро, что повлекла в ноябре 2017 (в ред 12.04.2018) года выход    Постановления Правительства РФ№1351 и №861, но при этом механизм распаковки товариществ до сих пор не отработан, а само заключение прямых договоров приводит к отказу многих граждан от оплаты за обслуживание сетей в сами товарищества, конфликты и невозможность обслуживания.

Из-за противодействия и не желания участвовать в реализации проекта чиновников в регионах, членам команды проекта приходится вместо трех командировок в субъект и проведения трех мероприятий, проводить их практически в каждом (!) муниципальном образовании и даже товариществе (а иногда и по несколько раз), а это увеличение расходов более чем в 10 раз. Но основная проблема в том, что, подняв людей на проведение комплексных кадастровых работ,  команда проекта и даже руководители местных отделений не могут проконтролировать,

— как и кем проводятся работы (товарищества и кадастровые инженеры не всегда уведомляют о начале работ и не соблюдают все прописанные механизмы и требования: межуют по факту, а не на основании планировочного решения и это ставится на учет; завышаются цены работ, не выполняется в одном или нескольких кадастровых делах, что влечет выход в суд и проведение экспертиз или затягивает на месяцы процедуру постановки на учет.

— Председатели, не обладая знаниями в области градостроительства и юриспруденции не желают прислушиваться к юристам и в результате допускают ошибки, которые приводят к решениям суда в пользу нарушителей и скатыванию товарищества в межевание по факту. А это, в свою очередь, к перекрытию полностью или частично аллей, невозможности нормально обслуживать и угрозе безопасности людей.

—   отсутствие у простых людей познаний в области права, неверие уже ни во что и ни в кого и отсутствие  чувства самосохранения. 

—  чиновники, которые без пинка из Москвы или в крайнем случае региона ничего не хотят делать. И их не интересует, что своими действиями (бездействием) ставятся под угрозу жизни людей, просто  разворовывается бюджет страны и доведена уже до крайности социальная напряженность, за то что в том числе  с местных налогов  им выплачивается зарплата они давно забыли и видимо имеют иные более доходные источники  доходов…Поэтому их и не беспокоит  отсутствие сведений оправах и создание налогооблагаемой базы!

Беда заключается и в том, что без контроля профильными специалистами администраций и взаимодействия проект не может быть реализован качественно и с минимальными затратами! Мы уже сейчас сталкиваемся с проблемой бесконтрольности и этих процессов, так как  команда проекта не может проконтролировать все. А председатели и кадастровые инженеры, отданные на откуп сами себе будут межевать все по факту, и это создаст еще больше проблем в дальнейшем. Ведь  у проекта есть задачи

— наладить взаимодействие (получается , но не сразу и очень сложне), оказать содействие и подвигнуть людей сформировать  объекты прав и  помочь максимально быстро и с минимальными затратами устранить реестровые ошибки и противоречия в государственных реестрах  и зарегистрировать объекты.

— при этом вернуть эти территории в правовое русло и максимально приблизить их к планировочным решениям, изготовленным при предоставлении землеотвода предприятию., защитив тем самым  жизни и здоровье людей и создав условия для нормального обслуживания и  развития.

Несмотря на противодействие со стороны чиновников за отчетный период команда проекта посетила все восемь субъектов Южного Федерального округа.

— Ростовская область:

— создана рабочая группа на базе Координационного совета при правительстве, утверждена дорожная карта и алгоритм действий, на постоянной основе проводятся совещания при министерстве сельского хозяйства и правительстве. Проблема в том, что практически Координационные советы являются неработающим органом, а при реализации проекта они должны работать на постоянной основе. В Ростовской области мы наконец приходим к пониманию о необходимости взаимодействия и о том, чем это может обернуться, если срочно не заняться решением накопившихся проблем, чего не понимают в ряде других регионов.

— при ПАО «ТНС энерго Ростов» создана рабочая группа по доработке законодательства в сфере энергетики и передачи сетей сетевым организациям.

— в муниципальных образованиях РО пока не начали нормальную работу рабочие группы, формируемые на основании координационных советов, и садоводы, кадастровые инженеры и чиновники просто не слышат друг друга. Видимо, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Так и наши чиновники!

— в муниципальных образованиях РО командой проекта проводятся конференции, собрания в товариществах, начаты инвентаризационные кадастровые работы.

— сейчас на территории РО межуются целые землеотводы. В Таганроге — 12 товариществ (от 110 до 480 участков на каждом), в Неклиновском районе — 19 товариществ (от 100 до 2500 участков на каждом), в Радионо-Несветаевском районе – 1 товарищество (3600 участков), в Азовском районе — 4 товарищества (110 — 650 участков), в Новочеркасске — 1 товарищество (1500 участков), в Аксайском районе — одно (235 участков). Готовятся к таким работам еще 50. Но бесконтрольность проводимых работ пугает.

Краснодарский край:

— 4 месяца приходили отказы от правительства региона и звучала призывы не допускать проект на территорию края. На совещании, которое по настоянию нашей организации проведено департаментом внутренней политики, нам передано почему-то не дошедшее к нам письмо о готовности оказать содействие в предоставлении помещений и размещении информации на сайте. Предложено через ЕГРЮЛ самим найти все товарищества, что фактически является отказом в предоставлении информации. Представитель министерства сельского хозяйства края заявил, что министерство такой информацией не обладает и на территории края будет работать только Союз садоводов России. На парламентских слушаниях на недопустимость такой позиции указано руководителем проекта руководителю департамента имущественных отношений Краснодарского края Шеину А.Г.

— найдено взаимопонимание с департаментом топливно-энергетического комплекса и ЖКХ.

— на территории края работает краевое отделение МООС «Южный сад» и ряд местных отделений организации.

— в двух муниципальных образованиях уже начаты работы, но муниципалитеты не принимают в них участие (Сочи и Анапа).

— в Сочи утверждают, что так же, как в Крыму, утеряны документы на товарищества, и требуют делать проекты межевания (6 — 8 тысяч с участка плюс межевание 1,5).

 Особенность Сочи в том, что в товариществах как грибы растут многоэтажки и сплошь и рядом жилые помещения. Иногда это доходит до абсурда. К примеру, решили построить трехэтажный дом. Пока строили, надумали сделать не 3-этажный, а 7-этажный. Но проблем: нельзя без лифта. Пристроили лифт с наружной стороны. Но пока лепили его, надумали, что на 2 этажа поднимутся и без лифта и построили 9-этажный и ввели в эксплуатацию, а потом выделили доли и сделали помещения!

Республика Адыгея:

— проведено совещание в правительстве. Достигнуто соглашение об участии в проекте и взаимодействии. Обсуждены проблемы. Получены контакты.

— готовиться конференция садоводов.

— на примере нескольких товариществ будут показан механизм реализации проекта и оказана действенная помощь в решении возникающих вопросов.

Республика Калмыкия:

— проведена рабочая встреча, достигнуто соглашение и выражена заинтересованность проектом руководства республики.

— готовилась конференция, но есть ряд проблем.

— Министерство экономического развития РФ выделило средства на проведение комплексных кадастровых работ, мероприятия по реализации проекта приостановлены.

Астраханская область:

— проведены рабочие встречи в правительстве, в состав комиссии вносятся изменения.

— проведена встреча с руководителем СРО кадастровых инженеров и заключено соглашение о сотрудничестве с кадастровым инженером, которым ранее в пилотно с бюджетным финансированием и суммой 2085 рублей за участок проведены кадастровые работы и отмежевано 5 товариществ;

— 30.03.2018 года проведена конференция садоводов. Презентован проект.

— заинтересованность в проекте и согласие на участие вызвали необходимость открытия отделения МООС «Южный сад».

— начата работа по проведению собраний в товариществах.

— очень полезным для распространения опыта и пресечения противодействия оказался форум сообщества, проходивший в это время в Астрахани.

— прекрасно налажена работа с областными СМИ. В частности, вышли анонсы в ряде СМИ, руководитель проекта пообщалась с корреспондентами на телеканале «Астрахань -24» в передачах «Утро» и «Точка зрения».

— были проведены приемы, и садоводы передали команде проекта много обращений, на которые отвечают юристы команды.

Волгоградская область:

— встреча в правительстве с руководителем Ассоциации муниципальных образований, заместителем руководителя отделения Союза садоводов России, представителями министерства сельского хозяйства, АККОР, Росреестром и ФГБУ«Кадастровая палата». Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве находится на согласовании.

— планировалась совместная работа и заключение соглашения с местным отделением Союза садоводов России (ССР), но работа заблокирована руководством ССР и садоводам объявлено о выделении средств из бюджета на проведение комплексных кадастровых работ.

— пытаются сорвать реализацию проекта: Министерство экономического развития России, депутат Государственной думы О. Д. Валенчук и его представители в виде бывших и действующих чиновников на месте. Видимо, назрела необходимость создания отделения нашей организации.

— на 18 мая запланировано проведение конференции в Волгограде.

Республика Крым и город Севастополь:

— проведены рабочие встречи в правительстве.

— получено было несколько ответов, что нет необходимости в проекте и помощи, но потом все-таки встреча произошла. Но чиновники говорят: «Наше право, но не обязанность участвовать в общественном проекте. Мешать не будем, но и помогать тоже. У нас свое законодательство, и оно не совсем соответствует российскому».

— отказывают предоставить контакты и сведения о СНТ и не хотят оказывать помощь в информировании садоводов о проекте и приглашать садоводов на конференцию.

— проведены встречи с садоводами и руководителями региональной общественной организации, готовится торжественное заключение соглашения о сотрудничестве и конференция (ориентировочно после 9 мая). На базе этой организации будет реализовываться проект на территории Крыма (Крымский региональный союз садоводческих объединений). Имеются свои особенности с переходным периодом от Украины к России.

— в Севастополе 600 человек уже обратились в европейский суд из-за исчезновения документов о предоставлении участков и передачи земель из федеральной собственности (лесной фонд и земли Министерства обороны) в муниципалитет и предприятиям.

 

За 5 месяцев реализации проекта выявлены проблемы, общие для всех субъектов ЮФО. Практика нашей деятельности показала, что это проблемы общие для всей России:

пассивность администраций регионов и муниципалитетов, а иногда и полное их сопротивление;

отсутствие финансирования на комплексные кадастровые работы по федеральному закону в связи с огромным количеством СНТ, ДНТ и ОНТ на территории РФ (и вообще участков и долей);

проблема с розыском владельцев необрабатываемых участков и при их отсутствии — с финансированием выполнения работ по ним;

не отработанная и почти нигде не реализованная цепочка «владелец земельного участка – органы самоуправления ДНТ и СНТ – органы и профильные структуры МСУ – органы власти и профильные структуры субъекта РФ – органы управления Федерального округа –

органы исполнительной власти РФ»;

происходящее на землеотводах товариществ не входит в сферу интересов муниципалитетов, при этом местные налоги (земельный и имущественный) идут в бюджет этих образований и их целевое назначение — управление и развитие территорий;

отсутствие законных и зарегистрированных собственников на линейные объекты на территориях товариществ (электросети, водопроводы и газовые сети), крайне ветхое состояние которых приводит к постоянному выходу из строя и завышению оплаты порой в два раза;

наличие существенного количества товариществ, ликвидированных Налоговой инспекцией за отсутствие отчетности, что привело к невозможности функционирования товарищества и невозможности обслуживать общие объекты инфраструктуры (часть оплачивает энергоносители по ничтожным договорам).

За период бесконтрольного пользования землей в 1990 — 2000-е годы практически во всех товариществах имеются случаи самовольного захвата земель, нарушения межевых границ, что привело к сужению проездов, захвату чужой собственности, нарушению градостроительных норм.

Команда проекта продолжает работу по распространению разработанной методики проведения Мы увидели заинтересованность от активов товариществ на конференциях садоводов во всех субъектах ЮФО, однако, наше понимание того, что такие работы не могут и не должны проходить без контроля власти заставляет нас постоянно пытаться понудить к сотрудничеству с администрации регионов и муниципалитетов, и практически «воевать» с Минэком РФ из-за внесения в ст.42.3 ФЗ No221 абсурдных и противоправных норм.

Мы продолжаем распространять лучшие практики деятельности НКО собственников садовых и дачных участков и информацию, в том числе с помощью СМИ федерального и регионального уровня. Многочисленные публикации дают понимание людям о проводимом проекте, рассказывают открыто о возможностях по комплексному межеванию земель СНТ, ДНТ и ОНТ. Ссылки на опубликованные статьи размещены на нашем официальном сайте «Южный сад» www.yugsad.ru.

Источник: Национальное Аграрное Агентство

Tags

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *