Предприятиям для решения продовольственной безопасности и были даны землеотводы для организации коллективного садоводства ,огородничества и дачного-строительных кооперативов. Но шло время и расширялись границы муниципальных образований и, после приватизации .сегодня многие правообладатели использовали участки уже для решения жилищной проблемы. На сегодня землеотводы товариществ в городах и крупных поселках. уже давно превратились в жилые массивы и целые поселки. но при этом права людей имеющих объекты недвижимости там нарушаются двойным сбором средств на оплату потерь и обслуживание сетей после границы балансового разграничения с сетевой организацией, к сетям которой они присоединены. Протяженность этих сетей составляет миллионы километров, а строить .ремонтировать и реконструировать их приходиться за счет правообладателей объектов недвижимости на этих территориях. Все это, особенно в период экономического кризиса и необходимости работать на нескольких местах. чтобы просто хоть как-то обеспечить свои семьи, вызывает недовольство людей и создало огромную социальную напряженность. В соответствии с ФЗ №66 товарищество-это добровольное объединение граждан, и люди перестали оплачивать эти сборы, называя себя не членами и обвиняя председателей в хищении средств. В результате начались скапливаться огромные долги ,которые легли на плечи стариков, товарищества начали отключать от электричества и банкротить. Что спровоцировало в ряде случаев митинги, попытки перекрытия трасс(«Альбатрос» Николаевка, Неклиновский район РО) и стрельбу( Таганрог и Ростов). практически переросло в войну между сетевыми, сбытовыми организациями, муниципальными образованиями ,товариществами и правообладателями объектов недвижимости. В Волгоградской области это еще усугубилось огромными штрафами по надуманным основаниям безучетного потребления, угрозами Кубань-энерго отключения целых массивов бывших товариществ ,если они не создадут опять юридические лица и не заключат договора от них.(Автомобилист ПАТП-5 Сочи).Здесь был вообще вопиющий прецендент, когда воспользовавшись безвыходным положением председателя, у которой на приборах поддерживающих жизнедеятельность находился родственник и отключение угрожало его жизни . Попытка добиться заключения прямых договоров, обернулось травлей. А ведь товарищество как юридическое лицо перестало существовать в 2005 году!Но за все это время гарантирующий поставщик не озадачился кто, за что и как содержит и обслуживает сетей, по которым осуществляется поставка энергии людям. При этом механизм признания бесхозными и бесхозяиновыми объекты сетевого хозяйства показал свою несостоятельность. Государство попробовало решить этот вопрос , издав Постановление №861 «О не дискриминационном доступе к объектам сетевого хозяйства» и обязав сбытовые и сетевые организации заключать прямые договора и делать технические присоединения. Но на прямые договора пошли задолжник товариществ и оппозиция правлений , редко целые товарищества, механизм был не проработан до конца. Это спровоцировало
— подключение к сетям товариществ сетевиками задолжников и тех кто не хотел оплачивать обслуживание и потери .в результате в геометрической прогрессии начали увеличиваться долги товариществ, продолжающих оплачивать по общим счетчикам. Председатели оказались не в состоянии контролировать кто. что .сколько и кому оплачивает и оплачивает ли вообще;
— получилось, что к сетям построенным за средства одних людей сетевики, без разрешения вложивших в строительство этих объектов граждан, могли и начали подключать всех подряд, не компенсируя часть вложенных средств и не оплачивая потери и обслуживание, подключая задолжников ,отключенных товариществам.
Пошли массовые обращения председателей и правлений ,и людей за чьи средства строились и реконструировались сетевые объекты в результате мы провели ряд совместных с энергетиками и министерствами совещаний, направили письма в соответствующие министерства и ведомства, на имя Президента и председателя правительства.
Но Постановление Правительства №861 имело и положительную сторону, оно показало возможность заставить энергетиков ( в обход муниципалитетов ) забрать сети и выполнять свои прямые обязанности обслуживая их до конечного потребителя. Здесь же было не «могут», а «обязаны» и прописана система штрафов за отказ выполнять, даны образцы документов и прописана последовательность действий. Но в кривом зеркале нашей действительности мы увидели применение постановления на землеотводе бывшего СНТ «Курорторг» Сочи (Сюжет «160 в карман или 270 в кассу»)
Мы обсудив это с председателями и представителями сетевых и сбытовых организаций, нашли устраивающий всех вариант решения проблемы и предлагаем для использования всем желающим заявить «Свои-чужие сети». При согласии сторон механизм работает и так, но для системного использования этого надо внести небольшую корректировку в Постановление ,о чем мы внесли предложения в министерства, Законодательное собрание, Государственную Думу и в администрацию Президента.
Вступивший в действие 1 января 2019 года ФЗ №217 в ст. 5 ,говорит о том, что бывшие земелеотводы товариществ могут развиваться и жить без образования юридического лица в виде товарищества или потребительского кооператива, то есть они становятся просто жилым массивами ,садам и огородами, при этом не дают механизма как и кто будет осуществлять обслуживание сетевых объектов, а чуть-чуть доработав Постановление№861 мы получаем такой механизм.
Если же люди возмущены и говорят, что они строили эти сети, вложили в них много своих средств и не хотят их отдавать кому-то для того чтобы кто-то на них зарабатывал, тогда мы говорим что сети «СВОИ». Нами и нашими партнерами был проанализирован опыт регионов ,а частности Оренбурга и Союза потребительских обществ «Русь» .На основании этого разработан механизм, как защитить свою собственность и уйти от абсурда записанного в ФЗ №217, в которой все объекты сетевого хозяйства названы Объектами общего пользования и становятся долевой собственностью всех правообладателей объектов недвижимости (земель и строений) на данном землеотводе, мало того он автоматически приравнивает СНТ к ТСН, переводя сборы за оплату электроэнергии, воды, газа, обслуживание объектов сетевого хозяйства и потери в них в разряд коммунальных платежей, т.е. практически узаконить повторный сбор средств на потери, обслуживание и реконструкцию сетей. У тех кто вложил в строительство, капитальный ремонт и реконструкцию свои личные средства возникает вопрос : «На каком основании к сетям построенным за его средства сетевики или те кто десятки лет не появлялся там, ни вложил ничего в их строительство имеют просто беспрепятственно подключаться к по сути построенным ими сетям, и почему на объекте построенном за его кровные должен зарабатывать ничего не делая монополист?» Решение этого вопроса как оказалось лежит на поверхности и механизм давно существует . Это механизм потребительской кооперации. Именно здесь сбалансированы финансовые взаимоотношения тех кто вкладывает свои средства в развитие инфраструктурных объектов, только он позволяет использовать механизм «Государственно-частного(публичного) партнерства» , создать Союз потребительских обществ, реорганизоваться в дачный кооперативный поселок и создать свою сетевую компанию(или объединенную энергетическую компанию), учредителем которой и будет потребительское общество(а) построившее эти сети, что позволяет производить возврат средств из тарифа . Опыт наших партнеров показал ,что
В Оренбурге за 3 года общественная организация «Оренбургский союз садоводческих объединений», став аффилированным лицом, создала свою сетевую организацию и полностью реконструировали все сети, ни собирая с людей дополнительно средства. Замечания которые прозвучали по этому поводу :
— чьи это сети?
— завтра не станет лидера организации или придет такой как в Союзе садоводов- прекрасная идея погибнет
— любая сетевая или сбытовая компания, является коммерческой структурой, а Вы и товарищества некоммерческие организации, соответственно прибыль получаемая с эксплуатации объектов должна идти на развитие этой организации. В случае с Оренбургом это на развитие общественной организации, но не она ведь строила эти объекты и прибыль реально идет на развитие территорий товариществ, а не общественной организации. Здесь все построено на порядочности и беззаветной преданности людям руководителя Дроздовой Галины Ивановны ,болеющей душой за людей, и команде настоящих профессионалов молодых ребят, подобранной ей для работы и создании сетевой организации. (В свое время мы надеялись ,что такой организацией для всех садоводов станет ОЭК г.Санкт Петербурга и поддержали их в регионе, но в них победил коммерсант.)
Эта же проблема очень ярко вспыхнула в массиве «Степной» г.Феодосия, республики Крым, где общественная организация по-сути присвоила чужие сети и берет себе средства за подключение к этим сетям новых абонентов, закладывает в банк и т.д.
В Ростовской области компания «ЗИС» , заключив договора с рядом товариществ , произвела так же за 3 года за средства правообладателей части объектов недвижимости реконструкцию и строительство сетей и теперь возвращает из тарифа средства, частично возвращая в товарищество . Эти средства не раздаются людям вложившим деньги , а используются для развития товарищества. Но здесь начали предъявлять претензии те, кто требует их бесплатно подключить, ведь это прописано в ФЗ №217(все становятся собственниками объектов общего пользования) и Постановлении Правительства №861( обеспечение бесперепятственного доступа к объектам сетевого хозяйства)
Еще один способ привести сети в порядок –это собрать деньги и попытаться получить субсидию (возврат части затрат),оформив право (опять таки!) долевой собственности на земли общего пользования(что уже привело к увеличению размеров индивидуальных участков и полном или частичному захвату аллей).
Очень интересен опыт товариществ «Зеленая роща» и «Вестерн» (Подмосковье)
Проанализировав, собранный нами при реализации проекта инвентаризации опыт, совместно с партнерами «Союзом потребительских обществ «Русь», «Национальным союзом землепользователей» и нашим коллегами мы разработали механизмы , позволяющие решить массу накопившихся проблем на землеотводах предоставленных в свое время под садоводство, огородничество и дачное хозяйство и наконец дать возможность нормально развиваться им и сбалансировать финансовые отношения , права и обязанности , ответственность.
В чем он заключается
В проведении общего собрания и принятии решения считаем ли мы эти сети своими или признаем их чужими
В зависимости от принятого решения мы используем соответствующие механизмы и пути для достижения поставленных нами целей
Так сказав «ЧУЖИЕ» мы используем механизм Постановления правительства №861
— заполняем от каждого правообладателя заявление на техническое присоединение к сетям сетевой организации, которые расположены на расстоянии от 350 м. в городе до 500 м. в сельской местности
-указываем в графе «запрашиваемая мощность» от 3 до 15 кВт, в зависимости от ваших планируемых потребностей
— собираем пакет документов на техническое присоединение и каждый сам их заверяет (копии свидетельств на объекты, паспорта правообладателей, СНИЛС)
— собираем пакет документов на заключение прямых договоров для ТНС энерго (копии свидетельств на объекты, паспорта правообладателей, СНИЛС, паспортов прописанных, домовую книгу)
-заполняем заявление на разрешение обрабатывать персональные данные
-через председателя(по договоренности с сетевой организацией или ТНСэнерго)направляем заказным письмом с описью вложений или переедем нарочно
. Запрашиваемая мощность при такой подаче всегда больше мощности Ваших трансформаторов и сетей, поэтому сетевики обязан подключить не к сетям товарищества, а к своим сетям и из выпадающих доходов реконструировать сети или сделать инвестиционный проект.
— согласовать одновременный выезд сотрудников сетевой и сбытовой организаций на территорию товарищества для технического присоединения, опломбировки приборов учета и заключения договоров. Это может происходить в несколько этапов, но поможет раз и навсегда решить проблему с сетями.
Если приняли решение «СВОИ». Соответственно
— реорганизуемся или просто регистрируем потребительское общество(на сайте находятся документы необходимые для регистрации и на нашем канале ютуб «Союз потребительских обществ «Русь» проводит обучение основам потребительской кооперации и на вебинарах ,видеоконференциях , выездах на места его руководители отвечают на конкретные вопросы п о использованию механизмов потребительской кооперации и Государственно-частного (публичного )партнерства
-создать ( или сделать отделение Союза потребительских обществ «Русь»)
-создать(зарегистрировать) сою сетевую организацию или сделать отделение Оренбургской
— организовать по аналогии сетевые по остальным сетям
— наладить управление объединенными территориями переведя их в жилые массивы или дачные кооперативные поселки
Как решить проблему с сетями. Опыт Ростовской области СНТ «Урожай» и ООО «ЗИС»
Опыт Оренбурга 29.10.2018
Круглый стол по энергетике от 04.04.2019 Министерство сельского хозяйства, ТНС энерго, сетевики РО и ОЭК
Предложения Союза садоводов России
Проект «Свои чужие сети»
Согласованная позиция по сетям
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Совещание на массиве Сады 2
Собрание на массиве Сады 1 часть 1
У нас в гостях Вадим Сафронов, Калининградский союз садоводческих объединений
Но пока данный проект помогает решить проблему только с электрическими сетями. Неожиданно для всех в преддверии сентябрьских выборов директор МУП Водоканал г. Таганрога собрав садоводов заявил о готовности принять сети и заключить прямые договора. Надо только собрать данные, они сделают инвестиционный проект за деньги бюджета и инвестора. Но реальность оказалась такой, что практически инвесторами строительства и реконструкции сетей будут сами люди, так как они должны оплатить за ввод в дом при одном прописанном 8000 рублей, а за использование их воды для полива техприз из расчета 23 т. рублей за полив одной сотки земли. Расчет площади идет от площади , указанной в свидетельстве о праве, с исключением только площади по контуру дома. При попытке председателей сказать, что эти сети строили они сами и это ранее подключенные объекты, мы услышали, что в договорах и актах техприсоединения у многих стоит разрешение только на водоразборную колонку во дворе. В связи с тем, что это вызвало жесткую обратную реакцию людей, в адрес садоводов прозвучали угрозы об отключении и выхода Роспотребнадзора, прокуратуры и т.д. И как будто только сейчас это произошло, оказалось что магистральные сети не стоят на кадастровом учете на ряде участков оказались под жилыми домами или накладываясь на канализацию., что даже были случаи прорывов и затягивания канализационных стоков в водопровод. Это конечно очень опасно и может привести к печальным последствиям. Мы доложили о сложившейся обстановке руководителям города и попросили дать время для того чтобы все-таки выработать конструктивное решение выявленной проблемы.
Проще всего на сегодня в Ростовской области обстоит дело с газовыми сетями — здесь их просто забирают сетевики, подключая только после сплачивания простому товариществу члены которого вложили средства в строительство. По иному и более грамотно решен(хоть и с большим трудом) был вопрос в ТНС «Зеленая роща 1″(Подмосковье),так же интересен их опыт по воде.
Проблема с наличием некорректной информации в государственных реестрах и отсутствия в них части сведений ,создало системную проблему и огромную социальную напряженность, которая может быть решена только системно. Инвентаризация -это и есть система действий для решения накопившихся проблем. Каждый из 4 —х проектов инвентаризации-(«Возвращение блудной дачи», «Колхоз»Бермудский треугольник», «Где эта улица, где этот дом?» «Свои-чужие сети») имеют один алгоритм, идут от общего к частному, а отличаются объектами и их местоположением.
Проект СВОИ ЧУЖИЕ СЕТИ
«Свои –чужие сети» часть 1
«Свои –чужие сети» часть 2
Инициатива Минэнерго
Мнение садоводов Оренбург
Выезд на товарищества Оренбурга
Мнение садоводов Оренбурга
Как решить проблему с сетями. Опыт Ростовской области СНТ «Урожай» и ООО»ЗИС»
Опыт Оренбурга 29.10.2018
Беспредел монополистов в Сочи